Об Исправниковых и Минькиных стойках
Эти стойки появились тогда, когда царское правительство, во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, все сенокосные угодья и посевные поля закрепило в собственность заводским и куренным рабочим. Закреплением так же было нарезано из Демидовских лесных площадей два конных посева, в которых было два сенокосных займища. Конные пастухи использовали их для предварительного сбора-отстойки лошадей. Одно сенокосное угодье принадлежало человеку по прозвищу «Исправник», а другое Митьке, то есть Михаилу.
О Лиственнице – Царевне
Лиственница-Царевна стоит в верховьях речки Шайтанки, где неподалеку течет речка Царица. Старики говорят, что лиственнице-Царевне уже больше двух сотен лет.
Почему лиственницу называют Царевной? Может потому, что вблизи нее нет лиственного леса. А в осеннее время, когда окрасится ее хвоя в желтый цвет, на кормёжку на нее богато садятся глухари и тетерки, вот охотники и назвали ее Царевной. А может и потому, что рядом с ней течет речка Царица, или даже наоборот, речку назвали в ее честь.
Как бы то ни было, но она является настоящим памятником природы нашего края и заметной приметой для народа.
О лиственнице Пристава
Около Озерского болота лет сто назад стояла избушка местного пристава, фамилию которого ни кто теперь уже и не помнит. По всей вероятности, он был охотником-любителем. Срубил избушку возле лиственницы, на которую охотно садились глухари, и занял господствующее положение, не только на нее, но и на все деревья на делянке. Присвоив ее, как собственную заимку, пристав ходил туда на охоту, пользуясь служебным положением, вытеснив других охотников.
Избушки той уже нет давно, а лиственница Пристава продолжает расти.
О Крысанове переулке
Крысанов переулок в Салде шириной не более трех метров и имеет давнюю историю. Проходит он по горе с крутым спуском к левому берегу реки Салды. На самом высоком месте горы, перед спуском к реке, в том переулке стоит дом принадлежавший когда-то Крысанову. Фамилия это или прозвище не известно.
По всей видимости, этот дом был срублен на месте, так как раньше, по рассказам моего отца, на этой горе стоял сосновый бор. Этот бор был излюбленным местом жировок для лесных зверей – косуль и лосей. А там, где сегодня проходит переулок была звериная тропа на водопой к Салде реке.
Когда шло заселение Салды Демидовым переселенцами из разных губерний России, бор был вырублен и застроен домами.
Дом Крысанова уже не раз подвергался капитальному ремонту, а на участке возле дома выращен хороший плодоягодный сад.
Крысанов переулок и дом находятся в полукилометре от центра Салды. Параллельно ему идут десять улиц, пять из которых заложены были еще до революции. Продолжительностью они до двух километров со старыми ветхими постройками, которые уже не раз подновлялись.
Название «Крысанов переулок» сохраняется среди салдинских старожилов до сих пор.
Церковные праздники в Салде
Нельзя сказать, что все жители Салды в прежние времена верили в существование Христа, но по обычаю своих предков ходили в церковь и соблюдали церковные обряды.
Рождество Христово
Накануне Рождества в салдинских семьях ни чего не ели до первой звезды. Этот день назывался Сочельником, есть в этот день было грехом. В рождественские праздники не работали три дня, стояли все заводские цеха. Салдинцы в эти дни уезжали в гости к родственникам в деревни и другие населенные пункты.
В ночь на Рождество в церкви начинался молебен, который заканчивался лишь в 5 часов утра. Если кто-то уходил из семьи на молебен, остальные члены семьи ждали его возвращения и ни чего не ели.
Дети и некоторые взрослые во время рождественского молебна ходили по дворам и молитвой славили Христа:
«Христос рождается, славите.
Христос небо зрящите.
Христос на земле возносится.
Весной господи яко прославимся.
Рождество твое Христе боже нас.
Во сия миру свет разума
Себе видим свысока.
От вешним лада,
С праздником Бог».
За это православные им давали денег. Все три дня праздника на церкви был колокольный звон. А до праздника шесть недель был пост. Люди не ели мясной и молочной пищи.
Период от Рождества до Крещения назывался Святками. Молодежь играла в разные игры и гуляла.
Крещение
Святки были у девушек временем гаданий. Обычно гадали на то, выйдут ли замуж в этот год. Например, доставали из поленницы первое попавшееся полено и по нему определяли, какой будет жених. Потом ставили полено в снег, а утром смотрели, в какую сторону оно упало, там и живет жених. А вечером, когда в окнах изб появлялся свет, бегали по улице, ступали в окна и спрашивали хозяев, как зовут жениха, а им отвечали.
Накануне Крешения на пруду прорубали прорубь, брали воду и наполняли ею кадку в церкви. Поп освящал эту воду, а люди потом приходили и брали ее для себя. Дома святой водой окропляли скот, стены двора, дом и пили ее сами.
В Крещенье утром салдинцы ходили Крестным ходом на пруд, где проходил праздничный молебен, после чего некоторые салдинцы, например, Егор Терентьев, купались в проруби.
Здесь же на пруду в праздник проходили гонки на верховых лошадях. Население Салды принимало гостей из деревень и три дня гуляло. Повсюду звучали песни.
Масленица
Народ называл этот день Прощеным. Люди при встрече друг с другом вставали на колени и говорили: «Прости меня Христа ради!»
Продолжался праздник два дня. Салдинцы катались по улицам на лошадях в кошовках. Ездили на одной лошади, паре и тройке. Лошадей украшали цветами, хорошей, выездной сбруей. Люди собирались на перекрестках и кричали: «Ура!!!», а проезжающие бросали им пряники.
Катались на лошадях по большому кругу. Начинали от Александровской церкви по Арзаматской улице, затем на Тресвятскую до Махонина переулка, потом на Тагильскую улицу мимо заводоуправления. Затем ехали по пруду до переулка И.А.Смольникова, по Верхотурской улице, сворачивали в переулок Кирпичникова, потом в первую Балковскую, затем в Кирпичную улицу и через заводской Зеленый мост ехали по Салдинской улице до Александровской церкви.
Вечером часов в пять на второй день полиция прекращала гуляние. Ездившие на лошадях, поднимали в руках редьку и кричали: «На редьку!» Редьку ночью вешали на ворота не вышедшим замуж девушкам.
С этого дня начинался Великий пост, длившийся семь недель. Верующие не ели мясные и молочные продукты и не пили водку. Разрешалось есть рыбу и пить водку только в Вербное воскресенье, Благовещенье.
В Великий пост люди говели, каялись в грехах попу и принимали причастие – чайную ложку церковного вина.
Вербное воскресенье
В этот праздник верующие ходили в церковь освещать вербу, а потом ее хранили дома на божнице. Освещенной вербой выгоняли по весне скот в табун, чтоб скот не болел.
В субботу, в конце праздничной недели, верующие ходили в церковь. Из алтаря в церковь выносилась плащаница – изображение погребенного Христа. Верующие прикладывались к ней устами, целовали. Молебен начинался в 12 часов ночи и шел до 5 часов утра. Некоторые прихожане оставались ночевать в церкви до начала заутреннего молебна. Утром верующие и попы выносили из церкви иконы и плащаницу, ходили с ними вокруг церкви, а церковный хор пел: «Христос, воскрес!»
Пасха
После моления в церкви верующие приходили домой и приступали к обеду с крашенного яйца. Семь недель до этого люди не ели мясного и молочного.
Этот день был для верующих праздником. Люди обнимали друг друга, целовались и говорили: «Христос воскрес!», а им отвечали: «Воистину воскрес!»
Дети ходили к родственникам собирать крашенные яйца. В первый день Пасхи старики спали, а молодежь собиралась под окнами изб. Со второго дня начиналось гуляние и всю неделю люди ходили в гости друг к другу.
На церкви всю неделю был колокольный звон. На колокольню был открыт доступ всем желающим.
После пасхальных дней священники ходили с иконой Богоматери по домам по приглашению. Верующие им дарили деньга и продукты.
Егорьев день
В этот день на общественном сходе выбирали конных и коровьих пастухов. С этого дня начинался посев яровых хлебов.
При первом выгоне скота на пастбище проходил молебен, поднимали иконы, обрызгивали святой водой табуны скота. Хозяева гнали скот освященной в Вербное воскресенье вербой.
Владельцы скота устраивали барьеры поперек улицы, а конные пастухи на лошадях скакали через них. А еще выбранные пастухи ездили по улицам с колоколами в руках и пели песни:
«Девушка – красотки,
Каков нынче свет.
Кого верно любим,
В том правды нет.
Куда милый скрылся,
Где его сыскать.
Он верно уехал,
За Дунай гулять.
Он верно уехал,
За Дунай гулять.
Здесь меня оставил
Плакать горевать.
Слышу милый едет
Через два года.
Слышу милый едет
Через два года.
На вороном коне
В черкасском седле.
В черкасском сидельнике
Ножки в стременах,
Шапка на ухе.
Со мной повстречался,
Шапочки не снял,
«Здравствуй» не сказал.
Сказал: «Прощай, милочка,
Я теперь не твой,
Я теперь не твой,
Поехал к жинке молодой».
Николин день
Летний Николин день – первопрестольный праздник Никольской церкви. 7 мая шел Крестный ход Никольской и Александровской церквей из Нижней Салды в Верхнюю Салду. К Иванову дню, 8 мая, Крестный ход возвращался обратно вместе с прихожанами верхнесалдинской церкви Иоанна Богослова, а 9 мая верхнесалдинцев провожали до полей на окраине Нижней Салды.
Икононосцы Александровской церкви во время Крестного хода были одеты в белые рубашки, Никольской – в синие, а Иоанна Богослова – в красные, а женщины все были одеты в белые кофточки.
Продолжение следует