Коллекция народной мудрости
Фольклор и устное народно-поэтическое творчество
жителей Салдинского края
Под редакцией О.Журавлева
Сегодня мы начинаем вас знакомить с главами книги «Коллекция народной мудрости. Устное народно-поэтическое творчество и фольклор жителей Салдинского края». Материалы для нее салдинский краевед Иван Васильевич Орлов собирал несколько лет и издал в 1966 году всего в нескольких печатных экземплярах. Один из сохранившихся экземпляров нам любезно предоставили сотрудники Верхнесалдинского городского архива.
Книга 1
Вместо предисловия
Коллекция народной мудрости
«…Посвящать свою жизнь собиранию народных песен – прекрасный подвиг».
Н.Г.Чернышевский
Передомной – объемистая тетрадь старательно исписанная почерком человека, не привыкшего много держать перо в руках. Это результат большого труда и поиска Ивана Васильевича Орлова из Нижней Салды. История его такова.
Несколько лет назад И.В.Орлов по заданию местного музея начал собирать рассказы нижнесалдинцев о прошлой жизни. Его собеседниками были представители «института заводских стариков», как в свое время говорил П.П.Бажов, люди в возрасте от 70 до 100 лет. Воспоминания о условиях труда на уральском заводе, о быте в пореформенную эпоху повлекли за собой рассказы о народных обычаях и традициях, о свадебном обряде. Припомнились пословичные выражения, отражающие особенности труда и производственных отношений, насмешливые песни о заводском начальстве, старинные песни и частушки о любви и семейной жизни. Одним словом, то, что объединяет народная мудрость. В записях немало ценных этнографических сведений.
Подобные коллекции материалов нужны всегда, а сейчас, когда приближается праздник 50-летия Советской власти, нужны в особенности. Это своеобразные документы по истории промышленности и культуры дореволюционного Урала.
Теперь Нижнесалдинский краеведческий музей может обогатить свою коллекцию сведениями из собрания И.В.Орлова. Несомненно, они вызовут большой интерес посетителей. Так, в разделе «Быт рабочих в лесу и на куренях» есть рассказ А.Терентьева и И.Щукина, дающих яркую картину трудной и опасной для жизни куренной работы.
В рассказах встречаются живо описанные творческие портреты талантливых представителей уральского дореволюционного рабочего класса – сказочников, песенников, рассказчиков. Таков куренной рабочий Иван Егорович Зорихин, который своими увлекательными сказками помогал куренщикам коротать томительные часы во время горения «кучонка». Или Иван Андреевич Постыляков и Михаил Леонтьевич Щукин – знатоки шутливых и остро сатирических песен и «присказулек». Сочинителем слыл в народе Семен Семенович Лопоухов, острый на язык, тароватый на песни и шутки, от которых солоно приходилось администрации и ведомственным лицам.
Число собирателей фольклора растет. Интересную работу ведут в этом отношении З.Лебедева, преподаватель литературы из Невьянска, И.Галин из Каменска-Уральска, Ф.Перин из деревни Шигаево Шалинского района и другие.
В.Кругляшова, доцент Уральского государственного университета
Газета «Уральский рабочий», 1 декабря 1966 г.
Продолжение следует