ТЕМПАЛОВ Авенир Александрович (род. 1931 г.), инженер НИИмаша
Авенир Александрович Темпалов родился 12 апреля 1931 года в г. Нижняя Салда Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт (1955), инженер-технолог.
С 1959 г. – в НИИ машиностроения (г. Нижняя Салда). Участвовал в проектировании, осуществлял техническое руководство монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатацией испытательной станции по наземной отработке жидкостных ракетных двигателей, кислородно-азотного завода с жидкостными установками КЖ-1Ар, компрессорными и газификаторными станциями высокого давления для воздуха, азота, кислорода, аргона и гелия. Участник работ по тематике «Жидкостные ракетные двигатели». Осуществлял работы по транспортировке кислорода и аргона на Уралмаш, Турбомоторный завод, Верхне-Салдинское металлургическое ПО и др. предприятия ВПК Урала, животноводческие предприятия Свердловской, Курганской, Тюменской и др. области, поставками жидкого кислорода на Байконур для ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
Награжден орденом «Знак Почета» (1966), медалями.
РАЗРУШЕН ОРЕОЛ ТАЙНЫ
Строительство космодрома Восточный кроме всего прочего позволит Амурской области расширить сотрудничество с другими государствами для решения глобальных космических задач, считает начальник станции кислородного производства крупного в России Научно-исследовательского института машиностроения в г. Нижняя Салда Свердловской области Авенир ТЕМПАЛОВ.
В этом году Авенир Александрович побывал в Благовещенске по личным обстоятельствам. Конечно, мы не могли не поговорить с ветераном отечественной космонавтики о перспективах космической отрасли в Приамурье и важнейших задачах в освоении космоса.
Решим сообща
— Вы знакомы с проектом космодрома Восточный?
— В общих чертах, какой-то особой информации у нас нет. В проект Восточного мы если и попадём, то лишь частично. Наш НИИ рассматривался в качестве резервного поставщика кислорода в Амурскую область.
— С потерей Байконура правительство России возлагает на Восточный большие надежды, считает его в перспективе главным российским космодромом. Как вы считаете, может ли Восточный стать равнозначной заменой Байконуру?
— Космодром на амурской территории будет, без сомнения, нужным и важным для России. Основной плюс его расположения — удобная географическая широта, где легче запускать летательные аппараты.
— Ракеты, которые планируют запускать с Восточного, будут заправлять топливом на основе кислорода и керосина. Насколько всё-таки такое топливо безопасно для экологии?
— По всем справочникам — кислородное производство считается для экологии безопасным. Хотя само производство относится к категории наиболее опасных. Конечно, как всякое производство, определённое воздействие оно оказывает — вибрация от машинного оборудования, влияние электромагнитных полей. Но отходы будут — вроде смазки для подшипников. Кроме того, по моим сведениям, и ракеты, которые будут у вас создавать, будут содержать экологически чистые компоненты.
— Что может дать для социально-экономического развития региона космическая отрасль?
— В первую очередь — большой денежный приток. Кроме того, у вас появятся специалисты высоких технических квалификаций. Расширится международное сотрудничество. Потому что решать задачи, которые сегодня стоят перед космосом, в одиночку нельзя.
— Вот мы построили космодром, начали запускать ракеты. Какие ещё специалисты в этой работе нам понадобятся?
— Специалисты по эксплуатации летательных аппаратов, инженеры по теплофизике, машинисты компрессоров, специалисты для работы на кислородном заводе. Обязательно нужны энергетики, специалисты по эксплуатации площадок и т. д.
Расширяем знания
— Какие главные задачи стоят сегодня перед отечественной космонавтикой?
— Сегодня нужно объединить силы и знания различных государств, для того чтобы избежать возможных столкновений Земли с астероидами, которые могут достигать несколько сотен километров в диаметре. А вероятность столкновения существует. Поэтому нужно научиться делать летательные аппараты, взрывные устройства для возможности отклонить траекторию полёта астероидов.
Второе — нужно позаботиться об очистке нашей атмосферы. Это же тоненькая плёнка — километров 30. А мы её засоряем тысячами тонн механических примесей — котельные, всевозможные производства, химические газы. К сожалению, в вопросе очистки тоже нет международного согласия.
— 2011 год был Годом космонавтики. Было ли за это время сделано что-то принципиально новое?
— Самый амбициозный проект — полететь на Марс. Конечно, это и самая большая наша неудача — автоматическая межпланетная станция «Фобос-Грунт» не добралась до Марса. Но сама попытка полёта была стоящей. Правда, мы потеряли период максимального сближения с Марсом, и теперь нужно ждать следующего.
— А зачем мы так на Марс рвёмся?
— Не только на Марс, но и дальше. Для того чтобы узнать, что и почему ждёт Землю в будущем. Мы очень малосведущи в космосе. Так что все полёты — расширение знаний человека.
Обычное дело
— Раньше все мальчишки мечтали быть космонавтами. Престижны ли сейчас профессии, связанные с космической отраслью?
— Конечно, тот престиж профессии, который был после полёта Гагарина и Титова, сегодня уже вряд ли вернуть. Разрушился ореол необычного, тайны. Летать в космос со временем стало делом обычным. Но ничего страшного в этом нет.
— Вы родились 12 апреля. Как провели 12 апреля 1961 года?
— Я приехал из Москвы — только успел сделать доклад директору НИИМаш о результатах поездки. Возвращаюсь в барак, в котором размещалось управление, и вдруг по радио объявляют радостную новость о полёте Гагарина. Честно, мы заранее об этом не знали. Хотя работали на предприятии, которое ведёт всю работу по всем ракетным двигателям, даёт им заключения и т. д.
Но я никогда не связываю свой день рождения с Днём космонавтики. И мне даже неудобно, что так совпало. Конечно, приятно, но такие вещи связывать не нужно. У моей невестки, к примеру, день рождения восьмого марта — ей очень не нравится такое совпадение (смеётся).
«АиФ» Дальний Восток», январь, 2012 г.
Продолжение следует