Перейти к содержимому


Фотография

Генералы в штатском


Сообщений в теме: 68

#21 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 07 Сентябрь 2016 - 12:42

ЦЫЦЕНКО Виктор Андреевич (1913-1997 г.), главный инженер ВСМОЗ (1962-1976), лауреат Государственной премии СССР (1974)

Цыценко_В_А(ИУI).jpg

Цыценко Виктор Андреевич родился 24 июля 1913 года в селе Одинцово Звенигородского уезда Московской губернии. Окончил Уральский политехнический институт (1962), инженер-металлург. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (1946), «Знак Почета», медалями.

В 1941-1980 гг. – на Верхнесалдинском металлургическом ПО: начальник ЦЗЛ, начальник опытного цеха, начальник прессово-профильного цеха, начальник производства, заместитель директора, в 1962-1976 гг. – главный инженер; в 1980-1986 гг. – в ВИЛСе: начальник сектора прокатной лаборатории.

Участник и руководитель разработки и внедрения технологических процессов в области металлургии и металлообработки легких сплавов. Впервые в стране освоил промышленное производство слитков из алюминиевых и магниевых сплавов непрерывным способом. Решил задачу получения прессованных профилей сложного сечения. Под его руководством проведен комплекс работ по реконструкции оборудования действующих цехов, созданию цехов по производству слитков и полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов, оснащенных вакуумно-дуговыми печами, гидравлическими горизонтальными и вертикальными прессами с комплексом нагревательного закалочного и плавильного оборудования. Имеет 7 авторских свидетельств на изобретения. Автор 7 печатных работ.

«Со стороны Виктор Андреевич всегда казался счастливым человеком: неспешная, интеллигентная походка, спокойный голос и добрая улыбка на лице. Казался? Да нет. Он, наверно, и был этим счастливым человеком, если счастье измерять одним емким по значению словом – жизнь. Жизнь, наполненная работой, уважением окружающих, привязанностью друзей и любовью близких. Всем тем, что можно обрести только в одном случае – проживая каждый ее миг ради других.

Именно такую жизнь прожил Виктор Андреевич Цыценко. Прожил, отдавая свои знания, опыт, труд родному заводу, теплоту сердца и доброту души – труженикам завода. Разговор о роли этого человека в становлении и развитии нашего предприятия хотелось бы начать с момента назначения его главным инженером, сразу после окончания вечернего отделения филиала УПИ.

«Это был уникальный, единственный, пожалуй, в стране случай, когда на должность главного инженера огромного завода был назначен новоиспеченный молодой специалист, - вспоминает А.Л. Андреев. Правда, «молодой специалист» был не так уж и молод: ему одного года не хватало до 50-летнего юбилея, а за плечами – огромный производственный опыт».

На стройке завода №95 он появился еще за два года до его пуска восемнадцатилетним пареньком. Работал лаборантом, начальником ЦЗЛ. Его организаторский талант особо проявился при эвакуации завода из Сетуни в Верхнюю Салду осенью 1941 года. Его деловые качества не могли остаться не замеченными. Он делает заслуженную карьеру и на новом месте: работает начальником ЦЗЛ, затем опытного цеха, профильно-прессового цеха, производственного отдела и, наконец, заместителем  директора завода по материально-финансовым вопросам. При его непосредственном участии был проведен широкий комплекс работ по реконструкции действующего оборудования, созданию крупнейших в мире новых цехов по производству слитков и полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов.

Занимая ответственные посты, Виктор Андреевич не превратился в кабинетного руководителя, а постоянно жил делами и проблемами коллективов. В 1974 году за комплексы научно-технических изысканий и разработок он был удостоен Государственной премией СССР. Труд талантливого руководителя отмечен высокими правительственными наградами: орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многими медалями.

Достигнув пенсионного возраста, Виктор Андреевич не ушел на заслуженный отдых, а четыре года работал заместителем главного инженера завода по реконструкции. В 1980 году его пригласили на работу в ВИЛС, где он работал до последнего дня начальником сектора прокатной лаборатории».

В.А. Цыценко скончался 25 января 1997 года, похоронен в г. Москве.

Продолжение следует


  • -1

#22 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 08 Сентябрь 2016 - 15:24

БУЗНИК Иван Павлович (род. 1929 г.), инженер-титанщик, кандидат технических наук

Бузник Иван Павлович родился 28 апреля 1929 года  в с. Терновка Николаевской области Окончил Одесский политехнический институт (1953), инженер-электромеханик.

С 1953 г. – на ВСМОЗ-ВСМПО: бригадир электриков, заместитель начальника опытно-экспериментально цеха, начальник ЦЛ автоматики и ИВЦ ВСМПО. Участвовал в разработке первой вакуумно-дуговой печи (ВДП) заводской конструкции для плавки титановых слитков массой до 500 кг; впервые разработал промышленную установку для автоматического порционного прессования шихты, вел работы по механизации и автоматизации процессов изготовления электродов, выплавки слитков и совершенствования конструкции ВДП. Организатор и руководитель вычислительного центра завода. Создатель контрольно-управляющего вычислительного комплекса в крупнейшем цехе №32, производящем слитки из титановых сплавов. Под его руководством созданы и действуют АСУ целевого назначения («Поставки», «Производство», «Металл»).

Был главным конструктором АСУП предприятий металлургического главка Министерства авиационной промышленности СССР. Кандидат технических наук (1970).

Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1983), «Знак Почета» (1976), медалями.

Имеет 14 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Автор печатных работ.

Продолжение следует


  • 0

#23 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 09 Сентябрь 2016 - 09:10

МАКРУШИН Анатолий Лаврентьевич (1929- г.), инженер-механник, лауреат Государственной премии СССР (1977)

Макрушин_А_Л(ИУI).jpg

Макрушин Анатолий Лаврентьевич родился  12 октября 1929 года в с. Каратузское Красноярского края. Окончил Московский станкоинструментальный институт (1952).

С 1952 г. – на ВСМОЗ-ВСМПО: инженер-конструктор, начальник технологического бюро, начальник цеха, заместитель начальника, начальник кузнечно-прессового корпуса, начальник комплекса по реконструкции и новому строительству площадки «Б», заместитель директора, заместитель главного инженера, главный инженер.

Возглавлял монтаж, наладку и освоение производства на гидравлических прессах усилием 75 тыс. т и 30 тыс. т. При его участии осуществлялась реконструкция предприятия, выполнены научно-исследовательские работы в области технологии получения крупногабаритных штамповок. Руководил пуском и освоением технологического оборудования и способствовал развитию крупносерийного производства изделий из титановых сплавов для авиационной и космической техники. Имеет 43 авторских свидетельства на изобретения. Автор 15 печатных работ.

Лауреат Государственной премии СССР (1977), премии Совета Министров СССР (1988). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1984), медалями.

Продолжение следует


  • 0

#24 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 12 Сентябрь 2016 - 14:59

МАХНЕВ Евгений Семенович (1934-1998 г.), инженер-металлург, доктор технических наук (1986),  профессор (1991), член-корреспондент Академии технологических наук РФ (1992)

Махнев_Е_С(ИУI).jpg

Махнев Евгений Семенович  родился 8 ноября 1934 года в г. Богданович Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт (1957).

В 1957-1983 гг. – на ВСМОЗ-ВСМПО: мастер, инженер-исследователь, старший мастер, начальник ТО, начальник особого КТО, начальник ЦЗЛ, начальник отдела, заместитель главного инженера; преподаватель на Верхнесалдинском общетехническом факультете УПИ.

В 1983-1991 гг. – заведующий лабораторией, заведующий отделом, заместитель директора по научной работе Физико-технического института УНЦ АН СССР (г. Ижевск); в 1991-1998 гг. – заведующий отделом прочности Института проблем материаловедения, заместитель председателя УдНЦ УрО РАН.

Руководил технологическими разработками в области оборонной техники, руководитель темы по разработке технологии и изготовлению цельноштампованного днища для атомного реактора; разработал научные основы технологии производства крупногабаритных штампованных полуфабрикатов из высокопрочных сталей и титановых сплавов. Создал научно-инженерный центр для решения проблем материаловедения в машиностроении (1987).

Имеет 31 авторское свидетельство на изобретения. Автор 83 печатных работ.

Лауреат Государственной научной стипендии для выдающихся ученых (1996), изобретатель СССР. Награжден медалями.

Махнев Е.С. скончался 5 августа 1998 года  в г. Ижевске.

Продолжение следует


  • 0

#25 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 13 Сентябрь 2016 - 14:22

МЕЗИТ Иван Федорович (1888-1938 г.р.), видный партийный и государственный деятель, директор Нижнесалдинского металлургического завода (1932-1934 г.), председатель Пермского горсовета

200px-Мезит_Иван_Федорович_(ЛП).jpg

Иван Федорович Мезит - Mezitis Jānis, родился в январе 1888 года в деревне Спрукулм Литенской волости Вялкского уезда Лифляндской губернии в семье рабочего. Окончил трехклассную сельскую школу и в 13 лет пошел вместе с отцом работать по найму. Сначала работал на лесопильном заводе, позднее, вплоть до 1906 г., – на фабрике «Проводник». Здесь впервые вместе с братом он принял активное участие в революционном движении, распространял политические листовки.

С 1906-го по 1910 г. ходил в плаванье на коммерческих торговых судах матросом и кочегаром. В 1910 г. был призван во флот, где и служил до Февральской революции. Во время Первой Мировой войны попал в плен, бежал. В марте 1917 г. И. Ф. Мезит вступил в партию большевиков.

Октябрьская революция застала его в Ревеле. Он принимал деятельное участие в действиях большевистских отрядов, участвовал в освобождении политических заключенных. Позднее принимал участие в формировании органов советской власти и вел агитационно-политическую работу среди населения.

В 1918 г. Мезит работал в Саратове, был помощником комиссара Волжской судоходной охраны. Принимал активное участие в национализации Волжского речного флота. В этом же году участвовал в подавлении крестьянского восстания в Поволжье. С 1919-го по 1923 г. был секретарем партколлектива, председателем районного комитета водников. С 1923-го по 1927 г. работал председателем Самарского губпрофсовета.

С 1927-го по 1929 г. Мезит – председатель Калининского губпрофсовета (бывш. Тверской губ.), а в 1930 г. – председатель Калининского губисполкома и окрисполкома.

В 1930–1932 гг. он учился на курсах марксизма-ленинизма в Москве.

С 1932-го по 1934 г. работал директором Нижнесалдинского металлургического завода. За перевыполнение годовой программы по доменному производству Наркомтяжпром и Востокосталь выделили И. Ф. Мезиту в качестве премии легковой автомобиль.

С 1924 по 1932 г. Мезит несколько раз избирался членом ВЦСПС, ЦИК РСФСР и ЦИК СССР.

1 ноября 1934 г. И. Ф. Мезит был назначен председателем Пермского горсовета.

В 1936-37 г. - начальник  Свердловского областного управления местной промышленности.

В отличие от предыдущих руководителей Перми о Мезите много писали в пермской прессе, публиковались информации о его встречах, выступлениях, его фотографии. Вот выдержка из его речи на слете молодых избирателей завода им. Ф. Э. Дзержинского: «Молодежи принадлежит огромная роль в проведении перевыборов Советов… Вы, молодая сила, несете с собой светлую, бодрую струю, поэтому лучшая часть молодежи, доказавшая делом свою преданность генеральной линии партии, должна быть избрана в Советы». Газета отмечала: «Тов. Мезит говорит о великих победах нашей страны… призывает молодых избирателей к борьбе за высокую культуру труда, за высокое качество продукции, за укрепление обороны и мощи страны, за повышение классовой бдительности».

2 января 1935 г. газета «Звезда» опубликовала хвалебную передовицу «О некоторых итогах перевыборов и задачах нового состава горсовета». В ней говорилось о производственных и политических достижениях: «Пермский район к 1-му пленуму горсовета и областному съезду Советов придет с огромными победами. Созданы новые промышленные центры, крепнут новые предприятия: Бумкомбинат, Гознак, ЗакамТЭЦ, КамГЭС, Завод № 19 (им. Сталина) и ряд др., будут реконструированы и переоснащены заводы Дзержинского, Шпагина. Перестройка в сельском хозяйстве. Рост политической активности масс. Рост самокритики. Производственный и политический подъем навстречу областному и VII Всероссийскому съезду. Явка на выборы 93,3% (в 1931 г. – 89%), завод Дзержинского – 100%, депо ж/д – 100%. 3000 выступлений по кандидатурам, 3000 дополнений к наказам по благоустройству и жилью. Крупные задачи в области культурно-бытового обслуживания, приведения в образцовый порядок предприятий местного хозяйства и максимального их развития на базе местного сырья и отходов промышленных предприятий города… Пивзавод, дрожжевой, типография №1, кулечно-картонная фабрика должны из областного подчинения перейти в городское. Maксимально расширить производство строительных материалов: известь, алебастр, бутовый камень, красный кирпич. Особое внимание обращается на поиски нефти. Открытие в Краснокамске минеральных вод дает перспективы для организации образцового курорта». И далее: «Сильная и мощная диктатура пролетариата – вот что нам нужно теперь, чтобы развеять в прах остатки умирающих классов и разбить их гитлеровские махинации». После этого речь пошла о докладе Мезита: в ответ на указания т. Сталина, что Свердловская область одна из самых отсталых в культурно-бытовом обслуживании трудящихся, т. Мезит выступил с докладом на пленуме Пермского горкома ВКП(б) 17 марта 1935 г. о плане по благоустройству, который вызвал разносторонние прения.

1 декабря 1934 г. в стране была отменена карточная система. Хлеб теперь можно было просто купить. За 1935 год в г. Перми почти заново была создана база хлебопечения мощностью в 240 т. в сутки. Открыли более 200 хлебных специализированных и смешанных магазинов.

Безусловно, широкая свободная хлеботорговля была достижением индустриальной страны с нарастающим классом рабочих и городского населения. «На 1 января 1935 г. население города Перми составляло 178 700 человек, на 1 января 1936 г., по данным отдела народно-хозяйственного учета, в городе было 197 500 человек, по предварительным данным на 1 октября – свыше 200 000 человек», – указано в летописи В. Н. Трапезникова. Появилось много публикаций в газете о производстве хлебобулочных изделий в городе: «Начали хорошо», «Вкусно пахнет венская плюшка», «Покупатель доволен», «Не верилось, а очереди на самом деле нет». Однако уже через месяц радостное настроение сникло, обозначились недостатки. Вначале эти недостатки отмечались скромными замечаниями: «Мал ассортимент», «Плохая доставка в районы».

Но вскоре вскрылись более серьезные недостатки: плохая организация дела, отсутствие специалистов. Газеты писали: «На хлебозаводе без перемен. Руководство не борется с грязью, либеральничает с бракоделами. Бюро горкома ВКП(б) в постановлении от 25 янв. обязало директора хлебозавода т. Казанцева обеспечить выпуск хлеба более высокого качества, но указание это не выполнено, 2% брака». «По подсчетам хлебообъединения, с 1 янв. по 12 февр. выпущено бракованного хлеба (пресного, кислого, сырого, со щепками и стеклом, с жженой коркой) 48 900 кг. Хлебопекарные предприятия буквально завалены бракованным хлебом и переработанными из него сухарями, часть хлеба с плесенью, а сухари частью недосушены, частью пережжены. Антисанитария. В магазинах грубость, обсчеты. Ряд лиц сняты с работы и исключены из партии». О безобразной организации торговли говорит публикация от 16 мая 1935 г.: «Почему очереди за хлебом? Есть слабые стороны? – Да. Необходимое количество хлеба - 104 тонны, завод производит 133 тонны. На складах переходящий остаток в 20–30 тонн. Орс завода №19 (им. Сталина) вывесил объявление: «Хлеба нет, и не будет»… Закрыв торговлю в городе, не организовали ее на заводе, распространились сплетни, что в городе нет хлеба. Виновата торговля. Орс завода им. Дзержинского получает хлеб от хлебозавода, но не перечисляет деньги, долг 70 тыс. руб. Орс порта, пекарня вместо 9 т. выпекает только 2–4. Не налажены хлебопоставки, нет учета спроса, магазины работают не с 6–7 утра, а с 9–11, головотяпская работа сети торговых предприятий. Очереди за хлебом явились результатом недопустимого свертывания хлеботорговли и хлебопечения».

Не справились с задачей обеспечения хлебом возрастающего населения города его руководители и работники хлебопечения и хлеботорговли и в 1936 г. Летописец того времени В. Н. Трапезников записал: «С ноября в Перми начались у хлебных магазинов громадные, исчисляемые сотнями покупателей, очереди за хлебом, давно уже невиданные в Перми. Создание очередей приписано вредительской деятельности троцкистских сторонников, как, например, директор пищеторга Язовских и председатель горсовета Мезит, незаметно для граждан исчезнувший с поста горсовета».

В одной из последних записей Трапезникова, также погибшего в годы репрессий, характеризуется время: «Большое впечатление произведено в Перми известием об открытии в области группы троцкистов, оказавшихся директорами крупных предприятий на Урале…».

Не миновала эта судьба и Ивана Федоровича Мезита: 1 июля 1937 г. он был арестован. 15 января 1938 года осужден «в внесудебном порядке за шпионскую и диверсионную деятельность к высшей мере наказания – расстрелу».

Расстрелян 9 февраля 1938 года. Реабилитирован в 1955 году.

Продолжение следует


  • 0

#26 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 15 Сентябрь 2016 - 10:45

МИРОНОВ Михаил Григорьевич (1907- 1970 г.), первый директор завода Б-175  - НИИМаш (1956-1966), директор Киевского авиазавода (1946-1950)

Миронов Михаил Григорьевич родился в 1907 году в Москве. Выпускник МАИ, до войны работал на руководящих должностях по линии гражданской авиации, во время войны - директор авиационного завода.

С 1946 по 1950 год – директор  Государственного авиационного завода № 12 (ГАЗ-12, позднее завод им. Антонова), г. Киев.

 «История НИИМАШа уходит корнями к середине 50-х годов ХХ столетия. Начало всему положило Постановление Совета Министров Союза ССР от 25 декабря 1955 года «О строительстве в г. Нижняя Салда Свердловской области авиационного завода «Б-175». 17 марта 1956 года последовал приказ министра авиационной промышленности П.В. Дементьева «Об организации дирекции строящегося государственного авиационного завода союзного значения». Вопрос о директоре будущего завода решался на самом высоком уровне. Им должен был стать руководитель с большим опытом практической работы по строительству авиационных заводов с нулевого цикла. Такой незаурядной личностью был Михаил Григорьевич Миронов – кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, награжденный за строительство, демонтаж и восстановление авиационных заводов.  Получив назначение в феврале 1956 года, он в марте прибыл в Нижнюю Салду, где и проработал до августа 1966 года. Начав строительство производства в тайге, на камнях и в оврагах, а жилого поселка – на пустыре и болоте, он довел порученное дело до полного завершения.

Миронову следовало принять срочные меры к форсированию в 1956 году строительства бетонного завода, вводу в эксплуатацию не менее двух тысяч квадратных метров жилья.

Первоначально предполагалось разместить производственную базу на двух площадках. Строительство корпусов завода должно было вестись от железнодорожной станции Моховое в направлении Верхней Салды (площадка «Б»). Для испытательной станции  требовались специфические условия. В июне 1956 года  ее месторасположение определилось в районе деревни Медведево,  в 23 километрах от Нижней Салды (площадка «А»).

Осенью была проведена подготовка к строительству жилья, намечена трасса будущей автодороги. Управление строящегося завода размещалось на улице Ленина в Нижней Салде, на первом этаже дома №17. Там оно просуществовало до августа  1959 года.

В 1957 году развернулось строительство жилья. Зимой 1957-58 годов два квартала восьмиквартирных двухэтажных домов (16) были сданы под заселение. Сами строители жили в палаточном городке, а также в дощатых бараках вплоть до 1959 года, но жилые дома для специалистов строились настолько быстро, что уже в 1961 году образовался значительный резерв жилья.

На том месте, где впоследствии размещался овощной магазин, а затем склад и мастерская ЖКО, возникли  столовая и первый магазин, здесь же встали несколько бараков для строителей.

На площадку «А»  на гусеничных тракторах по старой дороге в деревню Медведево доставлялось необходимое  при строительстве оборудование и стройматериалы, а также палатки и дощатые бараки для строителей и охраны. Сооружение автомобильной дороги на промплощадку началось весной 1957 года в двух встречных направлениях: из Нижней Салды и промплощадки «А». 23 августа 1959 года по ней прошли первые автомобили. Летом 1958 года началось строительство железной дороги до станции Заводская.

Между тем в жизни страны стали происходить большие перемены. Отечественная наука готовилась сделать первый шаг по пути завоевания космоса – к запуску первого искусственного спутника Земли, который и  состоялся 4 октября 1957 года. Правительством было принято решение по реконструкции и сооружению отдельных цехов машиностроительных заводов, где строились ракеты, агрегаты и детали к ним. Необходимость в производственных цехах завода «Б-175» отпала.

1 июля 1957 года шестое Главное управление Министерства авиационной промышленности дало указание временно приостановить строительство завода «Б-175», прекратить работы на промплощадке «Б», но работы в направлении площадки «А» и на самом объекте продолжать.

Приказом Председателя Государственного комитета СССР по авиационной технике от 1  сентября 1958 года завод «Б-175» передавался московскому НИИ-1 (позднее – НИИТП, НЦ имени М.В. Келдыша) в качестве филиала №2 как опытно-экспериментальная база для наземных огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей. Начальником филиала снова назначался М.Г. Миронов.

В связи с вступлением в строй автодороги Нижняя Салда – промплощадка «А» администрация и все необходимые службы переместились  на площадку «А», что дало возможность контролировать строительство, помогать ему и на месте  решать вопросы.

Летом 1960 года была сдана в эксплуатацию железная дорога до станции Заводская.

За время сооружения испытательной станции сформировался коллектив. По направлению филиала НИИ-1 из выпускников  школ Верхней и Нижней Салды в Саратовском и Новосибирском техникумах готовились специалисты.

Наступил завершающий год строительства – 1962-й. В феврале начались работы по наладке и опробованию систем  и оборудования, изучению производственных процессов. 17-18 июня была запущена в эксплуатацию испытательная станция жидкостных ракетных двигателей. Для испытания двигателей требовалось большое количество азота. В 1965 году вступил в строй кислородно-азотный завод.

Период с 1962 по 1966 год характеризовался большими успехами в социальном развитии жилгородка. По-прежнему высокими темпами шло строительство жилья. Первого сентября 1962 года распахнула свои двери начальная школа.

В 1963 году открылся клуб «Молодежный» и промтоварный магазин. Но, пожалуй, самым большим событием стало открытие в 1962 году автобусного движения между Нижней и Верхней Салдой».

«Предприятие НИИМаш возникло сначала как завод Б-175. В 1956 году в Нижнюю Салду прибыл опытный, умный руководитель Михаил Григорьевич Миронов, который смело форсировал события.  Изучив все до мелочей не только в Нижней Салде, но и в ее окрестностях, незамедлительно приступил к строительству производственных объектов.

«…Он находил оптимальные  решения и с точки зрения секретности, и с точки зрения меньших волнений среди местного населения… Он шел в народ и словом, и убеждением раззадоривал самых упертых скептиков. Строительство еще только разворачивалось, но Миронов уже привез сюда самых ярких и перспективных  конструкторов…».

Началось строительство производственных объектов, в том числе и 101-го комплекса, 4 стендов для испытаний азотно-кислотных стендов жидких ракетных двигателей. (ЖРД).

Но если завод Б-175 предполагалось строить на месте нынешнего механосборочного цеха 103 (площадка «Б»), то гораздо более опасные испытательные стенды перенесли подальше от города, на объект «А», который был и остается по сей день главной испытательной площадкой НИИМаш. Стройку с первого до последнего дня осуществляли военные строители.

Всего за несколько лет был создан самодостаточный промышленный комплекс в составе научного, конструкторского, производственного и испытательного комплексов, каждый из которых был уникален. Все было сделано для того, чтобы его величество ДВИГАТЕЛЬ  для космоса проходил полный цикл своей жизни, от рождения идеи и чертежа до воплощения в материале и всех возможных и даже невозможных  испытаний».

Продолжение следует


  • 0

#27 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 16 Сентябрь 2016 - 10:36

СИЛАЕВ Петр Никифорович (1926-1982 г.), инженер-металлург, изобретатель СССР

Силаев_П_Н(ИУI).jpg

Силаев Петр Никифорович родился 20 декабря 1926 года в с. Комарье Доволенского района Новосибирской области. Окончил Сибирский металлургический институт (1950).

В 1951-1982 гг. – на ВСМОЗ-ВСМПО: технолог, старший технолог, начальник цеха, заместитель главного металлурга по алюминиевому производству.

Специалист в области плавки, литья и деформации алюминиевых сплавов. Под его руководством разработана технология промышленного производства крупногабаритных деформированных изделий-профилей: панелей, плит, штамповок из высокопрочных алюминиевых сплавов для самолетов МиГ-23, Ан-22 («Антей»), Ту-144 и др. Установил закономерности возникновения внутренних дефектов типа «расслоений» в зависимости от термомеханических режимов деформации. Участник крупных научно-технических разработок: изучения и внедрения технологии производства поковок сплава АК6 для опорных катков танков; доработка сплава AMг6 для создания штампованных поковок диаметром 4,5 м, массой 2,5 т для ракетостроения; доработки сплава М40 для кольцевых поковок на изделия ракетного производства; освоения производства слитков диаметром до 845 мм из сплава В95пч и диаметром 960 мм из сплава Д164 с вакуумированием расплава вблизи температуры ликвидуса, что гарантировало изготовление длинномерных панелей для создания самолетов типа Ан-124 «Руслан». Имеет авторские свидетельства на изобретения. Автор печатных работ.

Изобретатель СССР. Награжден орденами Октябрьской Революции (1975), «Знак Почета» (1966), медалями.

Силаев П.Н. скончался 28 апреля 1982 года, похоронен в г. Верхняя Салда Свердловской области.

Продолжение следует


  • 0

#28 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 20 Сентябрь 2016 - 16:32

СТРОШКОВ Анатолий Никифорович (род.1938 г.), инженер-механик, кандидат  технических наук (1984), Лауреат премии Совета Министров СССР (1982)

Строшков_А_Н(ИУI).jpg

Строшков Анатолий Никифорович  родился 30 октября 1938 года в дер. Потоскуево Тугулымского района Свердловской области, окончил Свердловский машиностроительный техникум (1957), Уральский политехнический институт (1964).

С 1961 г. – на ВСМОЗ-ВСМПО: инженер-конструктор, начальник бюро, начальник отдела, главный технолог, заместитель главного инженера, заместитель директора по производству, главный инженер, с 1992 г. – директор по качеству, надежности и сертификации продукции и производства.

Под его руководством внедрены новые методы механической обработки титана и его сплавов. Возглавлял комплекс работ по повышению качества изделий ответственного назначения для авиационных двигателей с освоением новой технологии. Возглавил работы по созданию и освоению системы обеспечения качества в соответствии с международным стандартом.

Имеет 14 авторских свидетельств на изобретения. Автор более 70 печатных работ, в т.ч. 3 монографий.

Кандидат технических наук (1984), Лауреат премии Совета Министров СССР (1982), Лучший менеджер России (1994).

Живет в Верхней Салде.

Продолжение следует


  • 0

#29 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 21 Сентябрь 2016 - 14:29

ТАРАСОВ Василий Семёнович (1923-2001 г.), директор Ижевского металлургического завода, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии

119119009_TarasovVasilSemen.jpg

Тарасов Василий Семенович родился 26 декабря 1923 года в городе Нижняя Салда Свердловской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1952 года. Трудовую деятельность начал токарем в 1941 году на Нижнесалдинском металлургическом заводе.

В 1949 году окончил Уральский политехнический институт по специальности «инженер-металлург» и был направлен на Воткинский машиностроительный завод (Удмуртская Республика), где работал начальником смены, заместителем начальника и начальником цеха.

В 1961 году был назначен начальником производственного отдела в управлении металлургии и машиностроения Удмуртского совнархоза.

В 1963 году переводится на Ижевский металлургический завод, где работает главным прокатчиком (1963-1964), освобожденным секретарем парткома (1964-1965), директором завода (1965-1979), генеральным директором ПО «Ижсталь» (ныне, Концерн "Калашников").

Под его руководством была проведена огромная работа по техническому перевооружению завода и его превращению в одно из передовых металлургических предприятий страны. На заводе была проведена кардинальная реконструкция мартеновских печей. За счет этого, а также применения новых, современных технологических процессов выплавки стали (в том числе разработанных специалистами завода) были достигнуты лучшие показатели в СССР по производительности, качеству стали, времени работы печей без ремонта свода печи. Широкое применение в сталеварении получили кислород и сжатый воздух. Дальнейшее развитие получили такие прогрессивные методы выплавки, как электрошлаковый и плазменный переплавы, обработка расплава синтетическими шлаками.

Был построен новый корпус электросталеплавильного цеха с двумя установками для полунепрерывной разливки стали, построено отделение электрошлакового и вакуумно-дугового переплава. Этот цех в декабре 1968 года выдал первую плавку.

В течение года коллектив электросталеплавильного цеха освоил мощности электропечей, увеличил выплавку нержавеющей и быстрорежущей стали и сплавов с применением методов электромагнитного перемешивания расплава.

На прокатном производстве завода был реконструирован основной прокатный стан – блюминг, на прокатном стане «450» были расширены нагревательные мощности, введены поточные механизированные линии.

В короткий срок был реконструирован и перекрыл проектные мощности цех легированной проволоки, который стал выпускать высококачественную продукцию.

Впервые в стране был разработан и внедрен индукционный метод нагрева металла перед волочением проволоки, установлен новый высокопроизводительный 12-клетьевой стан, освоено производство проволоки-серебрянки тончайших размеров, тонкой ленты для лепестков затворов фотоаппаратов, фольги из нержавеющих сталей.

В 1969 году была введена в строй первая очередь цеха фасонных профилей, оснащенная первоклассным оборудованием. Коллектив этого цеха за 5 лет увеличил производство стальных фасонных профилей в 4 раза, освоив более 660 наименований профилей высокой точности.

Образцы фасонных профилей, ленты, проволоки и новые технологические процессы экспонировались на ВДНХ СССР. Завод получил диплом ВДНХ первой степени, 34 заводских новатора производства были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за успешное выполнение пятилетнего плана 1966-1970 года и освоение новой техники Тарасову Василию Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

За создание отечественного производства фасонных профилей высокой точности и разработку высокоэффективной технологии и оборудования для их изготовления группа работников металлургических предприятий и НИИ была отмечена Государственной премией СССР 1974 года. В их числе был и В.С.Тарасов.

В 1974 году был построен корпус для производства плющеной ленты для изготовления поршневых колец двигателей внутреннего сгорания. Выпуск этой ленты освободил страну от импорта этой важной продукции.

В период руководства В.С.Тарасова на заводе велась интенсивная работа по автоматизации управления производством. Приобретались и устанавливались новые ЭВМ.

Было построено 12-этажное здание заводоуправления, новый инженерный корпус. Только за 9-ю пятилетку (1971-1975) было построено и введено в эксплуатацию 6 крупных производственных объектов, установлено 19 поточных механизированных линий, сотни единиц нового оборудования, усовершенствовано около 800 технологических процессов, внедрено 8000 рационализаторских предложений и 153 изобретения с экономической эффективностью более 8 миллионов рублей.

Был построен целый микрорайон - 75 000 квадратных метров жилья - для сотрудников завода, поликлиника, санаторий-профилакторий, детски сады, ясли и многое другое.

В сентябре 1980 года В.С.Тарасов был назначен генеральным директором ПО «Ижмаш». Под его руководством завод освоил новые изделия, которые по сей день создают известность заводской марки – охотничий карабин «Лось-7», спортивные винтовки «Урал-5-1», «Урал-6-1», «Биатлон-7-2», автомобили «комби», «пикап», «фургон» на базе «Москвича» (М-412), мотоциклы «Иж-Юпитер-5», «Иж-Юпитер-5К», токарные станки с числовым программным управлением.

За годы работы В.С.Тарасова на ПО «Ижмаш» было завершено оснащение грандиозных корпусов МСК-10А и МСК-14, в которых разместились крупные дочерние предприятия «Ижмаша» - «Ижмашстанко», «Ижевский оружейный завод» и «Ижмаш-мото». Был введен в строй корпус для производства мотоциклетного двигателя и спецтехники МСК-15, корпус вспомогательных цехов и кузнечно-прессовый цех на металлургическом комплексе «Ижмаша», корпуса и цеха на Ижевском автозаводе, десятки станций технического обслуживания автомобилей по стране, сотни тысяч квадратных метров жилья.

В.С.Тарасов был делегатом 26-го съезда КПСС, депутатом Верховного Совета Удмуртской Республики 6-11 созывов.

Жил в Ижевске. Скончался 5 ноября 2001 года. Похоронен в Ижевске на Хохряковском кладбище, где ему установлен памятник-бюст.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1974).

Почетный гражданин Удмуртской Республики (1995).

На проходной «Долгий мост» производственного объединения «Ижсталь» (Концерн "Калашников") установлена мемориальная доска.

Продолжение следует


  • 0

#30 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 22 Сентябрь 2016 - 15:52

ТЕТЮХИН Владислав Валентинович (род.1932 г.), инженер-титанщик, доктор технических наук (1975), генеральный директор ВСМПО, Почетный Гражданин Верхней Салды (1997)

tetyuhin_2.jpg

Родился Владислав Валентинович 29 ноября 1932 года в Москве. Имеет двух сыновей: Дмитрий и Илья. Окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС) по специальности «Инженер-металлург» в 1956 году. В тяжелое послевоенное время одним из главных направлений промышленности была металлургия цветных металлов, в первую очередь, технологии получения титановых сплавов, необходимых для авиации и зарождающейся космонавтики. После окончания института попал по распределению на Верхнесалдинский металлообрабатывающей завод в городке Верхняя Салда (Свердловская область), где начал налаживать одно из первых в мире производств титана. На этом заводе Владислав Тетюхин прошел практически все ступени карьерной лестницы, проделав за 19 лет путь от мастера до заместителя главного металлурга по титановому производству. В 1965 году становится кандидатом наук, а спустя 10 лет, в 1975 году доктором технических наук.

С 1976 года работал начальником сектора лаборатории Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Москвы, в 1980 году стал начальником научно-исследовательского отделения. Отвечал за надежность титановых сплавов в авиации, ракетостроении и космической технике. В то время производство титана было секретным и достать нужное оборудование было большой проблемой, но Тетюхин нашел выход из этой ситуации — на заводе установили две печки, одну привезли из Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, другую сконструировали сами и начали проводить тренировочные работы по плавке титана. Было трудно, часто происходили нештатные ситуации, произошло около 30 взрывов, одно ЧП закончилось трагедией, но он не сдавался. Во второй половине 80-х в авиационной и космической промышленности наметился резкий спад, от которого немало пострадало производство, не говоря уже о науке. Финансирование исследовательских институтов существенно сократилось, а заводы оказались на грани банкротства. В начале 90-х годов его снова пригласили в Верхнюю Салду восстанавливать завод. Так он стал директором завода, где начинал свой трудовой путь. Владислав Тетюхин не смотря на тяжелое состояние отечественной экономики не растерялся и начал искать новые рынки сбыта титана, он объехал почти все авиационные компании в США, был даже в NASA. В конечном счете ему всё таки удалось найти партнеров и вытащить завод. Начали с поставок титановых слитков для компаний, изготавливающих штамповки, потом постепенно перешли на индивидуальные заказы для Boeing и Airbus. Завод был полностью самостоятельным акционерным обществом, поэтому рассчитывать на помощь государства не приходилось. Всё зависело от инициативы и умения. Кадровый состав ему удалось сохранить почти полностью. К 2002 году завод вышел в лидеры по титановому производству в мире. Основная часть титана шла на экспорт в мировой авиапром, это более 75%, оставшаяся часть использовалась в России, в оборонной, химической промышленности и энергетике. Кроме того, титан из России поставляется в Европу и США на производство элементов для медицины. В 1998 году объединение приобрело Березниковский титано-магниевый комбинат, находившийся в собственности у Михаила Ходорковского. Это положило начало корпорации ВСМПО-Ависма, объединяющей в себе полный производственный цикл, включая изготовление титановой губки. В 2007 году доля корпорации на мировом рынке титана составляла 28%, а президент корпорации, В. В. Тетюхин, вошел в список отечественных миллионеров. По данным журнала Форбс, его состояние составляло порядка 650 млн. долларов.

О том, что титан является материалом совершенно идеальным для существования в пределах человеческого организма, Тетюхин стал задумываться давно. Титан абсолютно нейтрален и не коррозирует по существу, вместе с тем он легок и прочен. Модуль упругости также выше у титана, чем у стали, т.е. он более приближен к модулю упругости костной системы и поэтому более функционален, чем те же протезы из стали, это идеальный материал для замены костной ткани. Идея построить медицинский центр пришла ещё в 2008.

В январе 2012 года началось строительство Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра. В этот проект были вложены практически все деньги, вырученные Тетюхиным от продажи своих акций ВСМПО-Ависмы. Проектированием занималась немецкая компания. Ему хотелось воплотить идею лечения и восстановления человека в рамках полного цикла – от диагностики, консервативного или оперативного лечения, до полной трехэтапной реабилитации; создать центр, который по своей оснащенности, технологиям, комфорту и доступности для инвалидов не уступал бы европейским центрам. Кроме того, таким образом он ещё хотел выразить благодарность труженикам Урала, которые создали самое крупное титановое производство в мире.

Сначала планировалось построить центр в Верхней Салде, но здание местного военного госпиталя оказалось непригодным для современного центра, поэтому выбрали для этих целей Нижний Тагил. Первоначальная смета на строительства была определена в 2,5 млрд. руб., к концу строительства она поднялась до 3,3 млрд. руб., а в 2012-м Тетюхин продав остатки своих "титановых акций" довел долю инвестиций до 4 млрд. руб.

Так как проект стал более масштабным, чем планировалось, собственных средств все равно не хватило, тогда Тетюхин обратился за господдержкой. Удалось получить около 1,2 млрд. рублей. Деньги были выделены через «Корпорацию развития Среднего Урала», идею создания центра поддержали губернатор и одобрил президент.

В июне 2014 года медицинский центр получил лицензию, а в сентябре начал делать операции. В центре есть всё, что востребовано в нашем регионе. Основной упор делается на опорно-двигательный аппарат. Также профильными направлениями являются хирургия малого таза и оториноларингология.

В Центре работают около 60 врачей, есть врачи из Омска, Оренбурга, Томска, Тюмени, Забайкалья, Москвы и других городов России. На территории медцентра построен шестиэтажный корпус для персонала. Есть собственная котельная. Зарплаты в центре пока не особо высокие. Ряд ведущих хирургов центра уже прошли повышение квалификации в клиниках Словении и Германии.

В приемном отделении, в поликлинике и в лечебном корпусе висят репродукции известнейших картин — от классиков эпохи Возрождения до передвижников с импрессионистами и даже реалистами, всего около 500 репродукций, Тетюхин отбирал их лично. В гулких коридорах звучит скрипичная музыка для расслабления. Особая гордость центра — операционные, здесь их пять, каждая стоит 10 млн. евро. За год в центре проводится по 4500 операций, однако потенциальная загрузка гораздо больше. Ранее Тетюхин просил предоставить медицинскому объекту федеральный статус, но ответа пока не последовало.

2000 год — Орден Почёта.

Имеет авторские свидетельства на изобретения. Автор более 100 печатных работ.

Лауреат Ленинской премии (1966), премии Совета Министров СССР (1982), действительный член Российской академии инженерных наук (1994). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1970), орденом Почета (2000), медалями.

В 1997 году Тетюхину В.В. присвоено звание «Почетный Гражданин Верхней Салды». Почетный гражданин Свердловской области.

Продолжение следует


  • 0

#31 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 23 Сентябрь 2016 - 15:43

ТИХОНОВ  Николай Тихонович (род. 1947 г.), инженер, секретарь парткома ВСМПО, генеральный директор КУМЗ, глава города Верхняя Салда (2008-2010)

Тихонов_Н_Т(ИУI).jpg

Николай Тихонович Тихонов родился 11 мая 1947 года  в деревне Никитино Верхнесалдинского района Свердловской области. Начал работать в 15 лет учеником слесаря, служил в Советской Армии. Окончил Уральский политехнический институт (1976), инженер-механик.

В 1963-1969 г. и 1971-1997 гг. – на ВСМОЗ-ВСМПО: инженер-технолог, старший инженер-технолог, начальник бюро обработки дисков, заместитель начальника отдела, заместитель начальника цеха по производству, начальник цеха, секретарь парткома объединения, директор по производству товаров народного потребления, директор по гособеспечению и развитию сырьевой базы титанового производства; в 1997-2001 гг. – генеральный директор Каменск-Уральского металлургического завода.

В 2001-2004 гг. - первый заместитель министра металлургии, в 2004-2008 гг. - первый заместитель министра промышленности и науки.

В 2008-2010 гг. - глава города Верхняя Салда.

Руководитель Филиала Свердловской  областной Торгово-промышленной палаты в Верхней Салде.

Делегат 19-й партконференции КПСС (1991 г.)

Награды: "Заслуженный металлург РФ" (2006).

Под его руководством реализована программа реабилитации завода: создана современная система управления предприятием; осуществлена оптимальная загрузка служб и производств предприятия сбалансированным портфелем заказов и приоритетное развитие экспортного потенциала завода; создана система качества, соответствующая требованиям международных стандартов; эффективная реализация программ по энерго- и ресурсосбережению; сформирован коллектив, способный эффективно работать в рыночных условиях; оптимизированы финансовые и материальные потоки; обеспечена поддержка местных органов власти в решении социальных проблем города.

Живет в Верхней Салде.

Продолжение следует


  • 0

#32 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 26 Сентябрь 2016 - 12:13

ТРУБИН Адольф Николаевич (род.1936 г.), инженер-титанщик, доктор технических наук (1993), Заслуженный изобретатель РФ (1994)

Трубин_А_Н(ИУI).jpg

Трубин Адольф Николаевич  родился 7 января 1936 года в г. Нижняя Салда Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт (1958).

В 1958-1998 гг. – на ВСМОЗ-ВСМПО: мастер, инженер-технолог, заместитель главного металлурга; с 1998 г. – заместитель председателя межгосударственной ассоциации «Титан». Специалист в области теории и технологии плавки и литья титановых сплавов. Руководил научно-исследовательскими и опытными работами по разработке состава и технологии производства лигатур титановых сплавов, повышению однородности слитков. С его участием созданы производственные мощности по переработке титановых отходов; разработано и внедрено новое технологическое оборудование. Внес вклад в освоение выплавки титановых слитков методом гарнисаж-расходуемого электрода. Имеет 76 авторских свидетельств на изобретения. Автор более 40 печатных работ.

Живет в Верхней Салде.

Продолжение следует


  • 0

#33 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 27 Сентябрь 2016 - 09:51

ТРУБИН Валерий Николаевич (род. 1929 г.), инженер-металлург, доктор технических наук (1977), профессор (1979)

Трубин_В_Н(ИУI).jpg

Трубин Валерий Николаевич родился 28 ноября 1929 года в г. Нижняя Салда Свердловской области. Окончил Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум (1944); Уральский политехнический институт (1953).

В 1944-1949 гг. – на Нижнесалдинском металлургическом заводе; в 1954-1957 гг. – в УПИ: ассистент; в 1957-1970 гг. – заведующий лабораторией кузнечно-штамповочного производства отраслевого института; в 1971-1999 гг. – в УПИ: доцент, профессор кафедры «Обработка металлов давлением».

Специалист в области теории, технологии и проектировании процессов ковки на молотах, прессах и ковочных комплексах с программным управлением. Выполнил решение базовых задач по расчету уширения при протяжке плоскими и ромбическими бойками и прокатке гладкими валками с применением вариационного метода обработки металлов давлением, организовал коллективное решение межотраслевой научной проблемы качества поковок из слитков путем объединения усилий исследователей отраслевых институтов, вузов и предприятий. Руководил созданием САПР ковки и широким внедрением их на крупных машиностроительных предприятиях. Имеет 19 авторских свидетельств на изобретения. Автор более 100 печатных работ, в т. ч. 6 монографий. Награжден медалями.

Продолжение следует


  • 0

#34 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 28 Сентябрь 2016 - 09:17

ШАЛАЕВ Борис Евгеньевич (1886-1970 г.), инженер-теплотехник

Шалаев_Б_Е(ИУII).jpg

Борис Евгеньевич Шалаев родился 16 марта 1886 года  в заводском поселке Нижняя Салда Пермской губернии. Окончил Пермское реальное училище (1906); Петербургский технологический институт (1916), инженер-теплотехник.

В 1905 вступил в партию РСДРП. Возглавлял группу в рабочей дружине, занимавшейся изготовлением бомб-бертолеток. При начинении оболочки взрывчаткой бомба взорвалась, и Шалаев получил тяжелые ожоги. После провала Пермской организации и ареста Я.М. Свердлова Борис уехал из Перми, но ему не удалось избежать ареста. После восьмимесячного заключения был выслан в Тобольскую губернию.

В 1908 году принял участие в создании нелегальной газеты «Тюменский рабочий». В 1910 году поступил в Петербургский политехнический институт. Здесь вновь встретился с Я.М. Свердловым. После окончания  института поступил  на Охтинский завод взрывчатых веществ и с первых же дней Февральской революции он в центре событий, принимал участие в партийной конференции в апреле 1917 года.

В апреле 1918 года приехал на Урал и устроился работать на работу главным механиком Верхнетуринского завода. В период колчаковской  администрации работал на том же заводе, а при насильственной эвакуации ему удалось сбежать и переждать это время в Нижней Салде, у родителей.

С установлением советской власти в 1919 году занял пост начальника Гороблагодатского горного округа. Затем работал в разных городах на хозяйственных работах: главный механик Высокогорского района (Н. Тагил), главный механик Златоустовских заводов; в 1927–1931 гг. – начальник энергобюро Востокстали (г. Свердловск). Специалист по теплоэнергетическому оборудованию, внёс вклад в совершенствование энергетического и теплотехнического оборудования ряда уральских заводов.

В 1931-1944 гг. репрессирован, сослан в лагеря, работал на инженерных должностях. В 1956 году  реабилитирован.

Специалист по теплоэнергетическому оборудованию, внёс вклад в совершенствование энергетического и теплотехнического оборудования ряда уральских заводов.

Шалаев Б.Е. скончался 9 августа 1970 года в Свердловске.

Продолжение следует


  • 0

#35 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2016 - 10:36

АБАРИНОВ Андрей Андреевич (1913-1992 г.), инженер-строитель, главный инженер Челябинского завода металлоконструкций (завод «Уралстальмост»), профессор (1960)

Абаринов_А_А(ИУII).jpg

Абаринов Андрей Андреевич родился 21 июня 1913 года в  г. Москва. Окончил Московский коммуникационно-строительный техникум (1931), Всесоюзный заочный индустриальный институт (1939). Работал в проектных организациях г. Москвы. В 1940 году командирован в проектную контору завода «Уралстальмост» в г. Верхняя Салда Свердловской области, который в 1941 г. перебазирован в г. Челябинск.

В 1941–1960 гг. – главный инженер завода, одновременно – в Челябинском политехническом институте: основатель и заведующий кафедрой «Металлические и деревянные конструкции», в 1961–1964 гг. – декан инженерно-строительного факультета.

Руководил возведением ряда уникальных сооружений: каркаса высотного здания МГУ им. М.В. Ломоносова на Ленинских горах, Кремлевского Дворца съездов, металлургических комплексов в Челябинске, Магнитогорске и Нижнем Тагиле, первых в стране атомных установок, мостов через р. Обь в Новосибирске, р. Белую в Уфе, гидротехнических сооружений Братской, Куйбышевской, Иркутской ГЭС и т.д.

Автор более 120 печатных работ. Заслуженный строитель РСФСР (1979). Награжден орденом «Знак Почета» (1963), медалями.

Скончался 5 мая 1992 года в  г. Челябинск.

Продолжение следует


  • 0

#36 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 30 Сентябрь 2016 - 12:15

АКСЕНОВА Тамара Федоровна (род. 1932 г.), кандидат технических наук, доцент кафедры общей и органической химии Свердловского института народного хозяйства

m3ab1c82c.jpg

Аксенова Тамара Федоровна родилась 15 октября 1932 г. в Верхней Салде Свердловской области. Мать – домохозяйка, отец - рабочий. После окончания химико-технологического факультета Уральского политехнического института им. С.М. Кирова в 1955 г. Тамара Федоровна 4 года работала на Нижне-Тагильском заводе «Пластмасс» в должности начальника смены, затем технологом цеха.

В 1959 г. Т.Ф. Аксенова поступила в аспирантуру химфака УПИ. В 1963 г. она успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1966 г. Тамара Федоровна утверждена в ученом звании доцента. После окончания аспирантуры Т.Ф. Аксенова - старший научный сотрудник Восточного углехимического научно-исследовательского института. С декабря 1965 г. она работала в должности доцента, а с сентября 1966 г. - заведующая кафедрой органической химии Свердловского филиала МИНХа, затем Свердловского института народного хозяйства. Это был сложный период становления молодого вуза.

Тамара Федоровна проделала значительную работу по созданию учебно-лабораторной базы кафедры. В короткий срок учебная лаборатория была оснащена химическими реактивами и необходимым оборудованием: приобретены и установлены лабораторные столы, вытяжные шкафы, чешская химическая лаборатория с посудой и приборами для синтеза и анализа органических соединений.

В 1973 г. произошло объединение кафедр общей и органической химии, в связи с чем Т.Ф. Аксенова перешла на должность доцента объединенной кафедры. В период с 1983 по 1986 г. выполняла обязанности заместителя заведующего кафедрой общей химии.

Т.Ф. Аксенова на высоком научном и методическом уровне читает лекции по органической химии, активно внедряет в практику современную технологию обучения студентов. Ее отличают исключительное трудолюбие, большая любовь к педагогической деятельности и внимательное отношение к студентам.

Т.Ф. Аксенова сочетает учебную работу с плодотворной научной деятельностью. Ею разработан новый способ получения триатилфосфатов. Тамара Федоровна предложила использовать новые катализаторы в получении триатилфосфатов - пластификаторы соединений, которые придают пластичность, морозостойкость, огнестойкость полимерам. Разработан также более упрощенный способ получения карбозолфенолформальдегидных смол. Суть его состоит в том, что во время процесса исключается стадия образования формолита. Это позволяет полностью использовать вводимый в реакцию формальдегид, исключать сточные воды, содержащие кислоту и формальдегид, сократить время реакции и энергетические затраты. На оба изобретения получены авторские свидетельства. По результатам исследования она опубликовала более 40 работ.

Тамара Федоровна ведет большую общественную работу в университете. В 1967-1972 гг. была ученым секретарем института. В течение 13 лет являлась заместителем председателя учебно-методической комиссии торгово-экономического факультета, избиралась в состав профсоюзного комитета института.

Активная педагогическая, научно-исследовательская и общественная деятельность Т.Ф. Аксеновой по достоинству оценена руководством института. В 1970 г. она награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Десяток благодарственных записей украшают ее трудовую книжку, а в 1997 г. Тамара Федоровна удостоена медали «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Т.Ф. Аксеновой присвоено звание «Ветеран труда».

Продолжение следует


  • 0

#37 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 03 Октябрь 2016 - 09:41

ЖИЛИЦКИЙ Борис Иосифович (1913- г.), инженер, руководитель отдела технического снабжения ВСМОЗ (1961)

жилицкий.JPG

Жилицкий Борис Иосифович родился 22 января 1913 года в семье медицинского работника. В 1927 году после смерти отца Борис с матерью переезжает в Ленинград, где он получил редкое по тем временам среднее образование по окончании трудовой школы-десятилетки. Это позволило ему обрести профессиональные навыки, опыт работы копировальщика, чертежника, позже – техника по заказам на ленинградских заводах: электромеханическом имени Кулакова, литейно-механическом, заводе ОЦМ имени Ворошилова.

Великая Отечественная война застала Жилицкого Б.И. на ленинградском заводе ОЦМ. Незадолго до эвакуации он был назначен заместителем прокатного цеха №2. В это время ему приходилось заниматься не только заказами, но и обеспечением производства запасными частями.

Демонтаж оборудования проходил в сложных условиях. Враг был уже у стен Ленинграда. Работникам приходилось участвовать и в работах по защите города. Началась блокада… В феврале 1942 года группа работников завода, в их числе и Жилицкий, была эвакуирована на Урал. Сначала их везли поездом до станции Ладога, потом - на машинах через озеро, под обстрелом. Погрузив в эшелоны, привезли на Урал. Их разместили для поправки здоровья во Дворец культуры Кировградского медеплавильного завода. После месячного пребывания почти в реанимации они смогли приступить к работе. Поправившихся и окрепших ленинградцев распределили на предприятия Урала. Жилицкий Б.И. был направлен  на завод №519 в Верхнюю Салду.

О том, как работал Борис Иосифович в годы войны, говорится в его представлении к награждению медалью «За доблестный труд в Отечественной войне»: «Жилицкий Борис Иосифович, инженер планово-предупредительных ремонтов. Лучший работник отдела главного механика. Своей работой обеспечивал своевременный ремонт оборудования  и запасных частей. Активно участвовал в общественной жизни завода».

Детальное знание оборудования, задач, которые встали перед заводом после окончания войны, наличие опыта работы по обеспечению узлами и агрегатами, широкий кругозор послужили серьезным поводом для включения Жилицкого  в состав одной из делегаций советских специалистов в Германию для подбора специализированного оборудования. В ходе выполнения «особого задания» Борис Иосифович неоднократно премировался приказом министра  цветной металлургии.

Позже Жилицкий трудился заместителем начальника цеха №5, старшим инженером отдела главного механика, заместителем начальника отдела технического снабжения.

В 1955 году он был назначен его руководителем. В 1957 году, после объединения заводов №95 и 519, Борис Иосифович был переведен на Кировский завод по обработке цветных металлов.

В Верхнюю Салду он вернулся в 1961 году и до выхода на пенсию возглавлял отдел технического снабжения ВСМОЗ.

Борис Иосифович всегда находился на острие самых животрепещущих проблем: обеспечения предприятия титановой губкой, лигатурами, нержавейкой. До сих пор ветераны помнят случай, когда буквально отчаявшись от хронической недопоставки подката нержавеющей стали с Челябинского металлургического комбината, постоянного срыва и корректировки сроков, подключив руководителей ВСМОЗ, Борис Иосифович, что называется, «вышел» на самого генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, и вопрос был решен.

Борис Иосифович не был избалован высокими наградами. Тем не менее, медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» как нельзя лучше характеризуют работу этого человека – надежного, честного, ответственного. Но особую значимость для него представляла медаль, которая стоила дороже всего – «За оборону Ленинграда»…

Продолжение следует


  • 0

#38 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 04 Октябрь 2016 - 09:23

ЖУРАВЛЕВ Серафим Александрович (1903-1982 г.), инженер-металлург, директор Нижнесалдинского металлургического завода (1937-1949)

200px-Журавлев_С_А(ИУIII).jpg

Журавлев Серафим Александрович родился 9 января 1903 года в с. Юрла Юрлинского уезда Пермской губернии. Окончил Кунгурский механический техникум; Ленинградский политехнический институт (1932), инженер-металлург.

С 1913 г. – рассыльный-переписчик, слесарь на лесопилке, прокатчик, мастер, старший мастер на Лысьвенском металлургическом заводе (ЛМЗ, Пермская область, 1926–1929); начальник жестепрокатного цеха, главный инженер ЛМЗ и Днепропетровского завода им. Карла Либкнехта (1932–1937).

В 1937 году назначен директором Нижнесалдинского металлургического завода. Будучи сравнительно молодым, с незначительным опытом руководящей работы, он проявлял себя вполне зрелым руководителем. Высокая требовательность и настойчивость увязывалась с уважительным отношением к людям. Сам же являлся примером аккуратности и дисциплинированности. В основу решения организационных и технологических вопросов им был положен инженерный подход.

В 1937 году на заводе создается технический отдел, ставший типовым для заводов ГУМПа. Задачей его было исследование технологических процессов. Разработана и установлена система планово-предупредительного ремонта оборудования. Специальная группа занималась созданием альбомов запчастей, а затем и накоплением их на заводе. Внедряется поузловой ремонт. Зеленая улица была открыта рационализации, внедрению малой механизации и новой технике. Усилилось внимание  качеству продукции и ее себестоимости.

За период деятельности Журавлева на заводе строится цементный цех на местном гранулированном шлаке. Во время  его пуска в 1942 году этот цех стал  цементным заводом и сразу перешел в ведение министерства строительных материалов. Строится одна из первых на Урале машин для разливки чугуна, копровый цех с мостовыми кранами, кислородная установка, химводоочистка.

Работа Журавлева в Нижней Салде совпала с годами Великой Отечественной войны. В это время на заводе построена вторая мартеновская  печь и переделана печь №1 из качающей в стационарную, освоена выплавка никилиевого чугуна, организован спеццех для выполнения  военных заказов, освоено производство блиндажных печей, гранат, саперных лопат, снарядных заготовок.

После окончания войны завод катал трамвайные рельсы «Феникс». Получено разрешение и начаты работы по реконструкции плотины. При Журавлеве начинается строительство благоустроенных бытовых помещений на заводе, строится жилой поселок по улице Победа и Калинина. Большое внимание Журавлевым уделялось подсобному хозяйству, созданному на базе коопогорода.

С 1949 года Серафим Александрович работает директором Алапаевского (1949–1953), Верх-Исетского (1953–1955) металлургических заводов; ПМО «Уралчермет»; начальником Управления черной металлургии Свердловского совнархоза (1955–1961), заместителем председателя Совета по координации и планированию работы СНХ Уральского экономического района при СМ РСФСР (1961–1963).

Осуществил реконструкцию Верх-Исетского завода. Первым использовал навесные борова в металлургической практике страны, что позволило, не останавливая печь, осуществить разборку старых боровов, получить дополнительно сотни тонн металла. Переделал мартеновские печи и все сталеплавильные агрегаты. Создал технологию выплавки трансформаторной стали в мартенах, в результате их емкость увеличилась на 100–120 т. Под его руководством обновлен электросталеплавильный участок, реконструированы электропечи (вес плавки увеличился до 30 т), налажено производство холоднокатаной стали и тонкого трансформаторного листа. Внедрил системный подход в работу руководителей. Под его руководством началось строительство Дворца культуры ВИЗа и застройка жилыми домами ул. Заводской г. Свердловска. При нем же приступили к очистке Верх-Исетского пруда. 

Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Скончался в 1982 год в  г. Свердловск.

Продолжение следует


  • 0

#39 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 05 Октябрь 2016 - 11:45

ЖУРАВСКИЙ Алексей Феоктистович (), калибровщик Нижнесалдинского завода, профессор Московского университета

Журавский Алексей Феоктистович родился в Нижней Салде в семье потомственного мастерового Hижнесалдинского завода. Окончил Hижнетагильское горнозаводское училище по специальности техник. Более 10 лет работал калибровщиком в рельсопрокатке в H. Салде.

В 1910-1911 годах по заказу профессора В. Е. Грум-Гржимайло бывшие воспитанники Нижнетагильского горнозаводского училища, калибровщики А. Ф. Журавский и С. Е. Рыбаков, при помощи механика И. М. Смирнова в Нижней Салде изготовили действующую модель прокатного стана Нижнесалдинского завода. Модель - в пять раз меньше, чем оригинал - доставили в Петербург в лабораторию института. На этом стане студенты изучали секреты прокатного производства.

Владимир Ефимович посещал Нижний Тагил и Нижнюю Салду, интересовался работой своих учеников.

Журавский после выполнения почетного заказа уже опытным специалистом покинул Нижнюю Салду. По словам соучеников, он окончил университет. Известен в России как крупный специалист прокатно-калибровочного производства. В тридцатые годы Алексей Феоктистович Журавский - профессор Московского университета и других вузов. Им написан ряд научных работ и учебных пособий. Его пособием по прокатно-калибровочному делу многие годы пользовались и студенты Нижнетагильского  техникума.

В 20-30 годы ХХ века профессор А.Ф.Журавский внес значительный вклад  в успешное  развитие научного менеджмента (управления) в нашей стране.  В эти годы в советской России  действовала широкая сеть психотехнических и психофизиологических лабораторий, открытых при фабриках и заводах. Функционировали лаборатории, проводившие комплексные исследования человеческого фактора и трудовой деятельности.

В 1920-е гг. в Москве плодотворно трудился преподаватель Горной академии, известный специалист в области организации труда Алексей Феоктистович Журавский. Основные труды: «Научная организация труда» (1926), «На путях к рационализации производства» (1927), «Курс технико-экономической организации предприятий» (1930). В круг интересов Журавского входили вопросы организации, нормирования и стимулирования труда, профотбора и культуры отдыха. Под организацией труда он понимал рациональное условие совместной, коллективной деятельности. Цель организации труда состояла, по его мнению, в распределении работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех.

Определяя интенсивность труда как уровень напряженности работы и степень уплотненности рабочего времени, А. Журавский задавался вопросом: каким образом побудить человека работать с полной отдачей? И однозначно отвечал на него: только заинтересовав его в конечных результатах своего труда. Полагая, что при повременной оплате труда напряженная работа возможна лишь при условии постоянного надзора за рабочими, Журавский считал, что в этом случае человек не мотивирован совершенствовать организацию своего труда, и отдавал предпочтение сдельной форме оплаты. При этом сдельные расценки, по мнению ученого, следовало устанавливать по выработке хорошего рабочего.

Интенсивность труда у Журавского зависела от квалификации, возраста, пола. Умелый рабочий, говорил он, достигает большей интенсивности труда не ценой перенапряжения сил, а благодаря более эффективному применению своих знаний и навыков. Кроме того, ученый рассматривал проблемы психотехники, структуры управления и административной работы, классификации типов рабочих в зависимости от их психофизиологических качеств, изучал гигиену труда.

Портрет профессора А.Ф.Журавского размещен на Портретной галерее «Лучшие выпускники колледжа», которая является гордостью НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ Е. А. И М. Е. ЧЕРЕПАНОВЫХ. Среди выпускников колледжа Герой Труда, Герой Советского Союза, Герои Социалистического труда, лауреаты Государственных премий, орденоносцы, выдающиеся руководители крупнейших предприятий, ученые, Почетные граждане городов, писатели журналисты и т.д.

По неподтвержденным данным А.Ф.Журавский в начале 30-х годов ХХ века работал начальником пархоза в г. Выкса Нижегородской области, был арестован. Дальнейшая его судьба – неизвестна.

card_29493_1.png card_29493_4.png card_29493_5.png card_29493_6.png card_29493_10.png card_29493_30.png card_29493_39.png card_29493_41.png card_29493_42.png

Продолжение следует


  • 0

#40 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 357 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2016 - 09:57

КОСТЫЛЕВ  Николай Александрович (1871-1939 г.), горный инженер-металлург, управляющий Верхнесалдинского завода, доктор технических наук, профессор

Костылев со студентами.jpg

На фото кандидат технических наук, профессор Костылев (в центре) со студентами, 30-е годы ХХ века.

 

Костылев Николай Александрович родился в 1871 году. В 1896 г. окончил Горный институт в Петербурге и работал на уральских заводах. В начале ХХ века был смотрителем Нижнетагильского завода, затем управляющим Верхнесалдинского завода. Избирался председателем Верхнесалдинского общества потребителей. Преподавал в Нижнетагильском горном училище.

В 1906 году в  доме Костылева полиция произвела обыск. Его жена Юлия Лукинична  привлекалась к дознанию за принадлежность к организации Екатеринбургского комитета Уральской областной организации партии социалистов-революционеров. Предположительно, именно  Юлия Костылева была связующим звеном в деле организации встречи верхнесалдинцев с известным большевиком Я.М. Свердловым. Он нелегально посещал ячейки РСДРПб в заводских уральский поселках вскоре после Первой русской революции.

В 1923 году профессор Костылев Н.А., по рекомендации В. Е. Грум-Гржимайло и академика М. А. Павлова, был приглашен читать курс лекций «Металлургия чугуна» в созданный Томский технологический институт.

В 1930 году  он возглавил кафедру «Металлургии стали», одну из трех профилирующих кафедр, созданных в Сибирском институте черных металлов.

Научные работы Костылева посвящены металлургии стали и теории доменного процесса. Среди его трудов  наибольшее значение имеет монография "Очерки теории доменной плавки" (1933), в которой были критически рассмотрены и обобщены различные теории доменной плавки.

Костылев Н.А. скончался 3 февраля 1939 года в Новокузнецке.

 

«На доменное отделение попасть было весьма непросто: брали туда лучших из лучших, потому что ведущий доменщик  профессор Николай Александрович Костылев искренне и до конца дней своих был убежден в том, что варить чугун — самое высокое предназначение на земле. Это был ученый прогрессивной формации и душа человек: занимал студентам деньги на новые штаны и ни разу заем не взял назад («Не помню, вы что-то путаете!»),  почитай, каждый день водил ребят в цех, показывал,  как и что, с намеренным лукавством подбрасывал  своим ученым задачи «с брачком» и радовался, как ребенок, когда подвох раскрывался. Словом, с ним было необычайно интересно жить рядом.

Костылев ратовал за сверхмощные агрегаты, то есть за самое революционное направление в развитии  черной металлургии. Ратовать за сверхмощные агрегаты было тогда непросто. Скептики немалого числа и авторитета доказывали, что в большой «посудине» шихта никогда не прогреется до нужной кондиции и в самой середине печи неминуемо образуется так называемый тотерман — мертвый столб.

Профессор Костылев, раскрылив свою боярскую шубу с потертым бобровым воротником, протыкал железным прутом внутренность печи насквозь, от фурмы до фурмы, и спрашивал одышным голосом:

- Где же ваш тотерман, господа?»

Из книги Емельянова Г.А. «Капля из моря», 1975 г.

 

Продолжение следует


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных