Перейти к содержимому


Фотография

В небе над Тагилом и Салдой


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 29 Март 2016 - 15:00

В небе над Тагилом и Салдой

Некогда, за железнодорожным вокзалом Нижнего Тагила, на пустыре размещался тагильский ипподром, действовавший до 30-х годов XX века. С истории поля ипподрома связана одна из интересных страниц нашего города.

форман ХХХ.jpg

Летом 1918 года Восточный фронт стал главным сосредоточением сил Красной и Белой армий. Жестокие бои развернулись на подступах к Невьянску и Тагилу. В оперативных сводках III Красной армии с 26 июля появляется тагильское направление. В условиях маневренной, эшелонной войны огромное значение стало уделяться действиям авиации.

В Красной армии штат авиационного отряда устанавливался приказом наркома по военным делам Л. Троцкого от 15 мая 1918 года. При численности 113 человек личного состава в авиаотряде насчитывалось 6 самолетов, 4 автомобиля и 5 конных повозок. К августу 1918 года

было создано 9 авиаотрядов. Два авиаотряда составляли боевую группу, первая авиагруппа –Казанская прикрывала Поволжье, вторая – Олонецкая прикрывала Нижний Тагил.

Большое психологическое воздействие на противника оказывал единственный самолет Первого Уральского авиационного отряда. Он сбрасывал на противника бомбы, приводил его в страх. В составе Первого Уральского авиаотряда первоначально числилось 2 самолета: истребитель «Ньюпор» и разведчик «Вуазен». Командиром отряда был назначен выпускник одесской авиашколы прапорщик Алексей Муратов, авиамеханиками П.А. Типикин, Шестаков, Замогильный. Правда, вскоре «Вуазен» был разбит при посадке Шестакова, пытавшегося освоить пилотирование самолета. До 24 июля бомбежки белочешских войск осуществлял лишь «Ньюпор» А. Муратова.

niupor24.jpg

Вскоре, 10 июля 1918 года в Екатеринбург прибыл Пятый авиационный отряд. Он был выделен из авиационной школы Всероссийского аэроклуба. В его состав входили шесть летчиков: Романчук (командир), Дорофеев, Пятницкий Дмитрий, Степанов Александр, Калабушкин Михаил, Трусов

Николай. Позднее в отряд вошел полный Георгиевский кавалер, военный летчик, участник

Брусиловского прорыва 1916 года Алексей Упоров. После своего знаменитого побега весной 1918 года на самолете с Румынского фронта от немцев и украинских националистов, Алексей работал на станции Невьянск машинистом.

В распоряжении отряда находились самолеты: 3 «Ньюпора», 9 «Фарман XXX» и 1 «Моран». Авиаотряд был доставлен поездом на станцию Синарская, где разгрузил ящики и распаковал части самолетов. С 14 июля боевое отделение из 3 самолетов под командованием А.И. Степанова начал осуществлять боевые вылеты на Шадринск. Вначале летчики разбрасывали агитационные листовки к «братьям чехославакам». 14 и 15 июля их разбрасывали над позициями чехов под Шадринском экипажи Д. Пятницкого и А. Степанова. Эффект от этого был не очень большим.

18 августа первый Уральский авиаотряд перебрасывается в Невьянск в распоряжение командира второй Уральской (позднее 29 стрелковой) дивизии Р.П. Эйдемана. Отсюда было произведено несколько боевых вылетов на Екатеринбург, Синарскую. Шадринск и другие направления.

Вскоре после сдачи Екатеринбурга, 25 июля 1918 года Пятый социалистический авиаотряд перебазировался в Алапаевск. 12 августа отряд перелетел в Нижний Тагил, где остались летчики наиболее опытного первого отделения в составе Д. Пятницкого, А. Степанова и др. Остальная часть отряда улетела в Пермь. Вскоре со станции Невьянск в Н. Тагил прибыл первый Уральский авиаотряд. Его единственный самолет вошел в состав Пятого Социалистического отряда. Командиром отряда был назначен самый опытный летчик Алексей Дмитриевич Муратов, комиссаром отряда – Мартин Крузе, свою боевую машину наконец-то получил и Алексей Упоров. С тагильского аэродрома (бывший ипподром) на самолете «Ньюпор» Пятницкий не раз вылетал в разведку в сторону Верх-Нейвинска, Пьянково, Таватуя. На «Фармане» в разведку вылетали также летчик Упоров и наблюдатель Крузе (комиссар авиагруппы). На станции Верх-Нейвинск они обнаружили 5 эшелонов и двигавшийся в нашу сторону бронепоезд. По их донесению командование приняло срочные меры. Противнику не удалось осуществить свои замыслы.

форман.jpg

Аэродром располагался на восточной окраине Тагила, за станцией Нижний Тагил. Охранялся он караульной ротой уездвоенкомата, подчиненного коменданту города Афанасию Лазаревичу Пунтусу. По сведениям красных, белые не раз пытались совершить диверсии, но их попытки пресекались выстрелами караулов.

Так, А. Пунтус доносил 3 сентября 1918 года командиру Второй Уральской дивизии, что «в час ночи с первого на второе сентября к караулу по охране аэропланов приближалось пять всадников, которые на оклики верховых не отвечали. Тогда часовые дали по всадникам несколько выстрелов. Те остановились и повернули назад. Заметив, что всадники намерены бежать, караул открыл по ним огонь, всадники скрылись в лесу». Нападение повторилось в ночь на 4 сентября, и опять караул во главе с Н.Перминовым отбил нападение.

Лето – осень 1918 было периодом организационного укрепления Красной армии, когда в рядах командного состава из бывших офицеров старой армии нередко оказывались изменники. Таким, в частности, оказался А.Д.Муратов – новый командир отряда. 21 августа А.Муратов и Д. Пятницкий сделали пробные полеты, после чего взяли курс на Екатеринбург. В полет Муратов собрался капитально, надел на себя новый французский комбинезон и под низ новые костюмы, захватил чемоданы с вещами и ценностями. Когда подлетели к Медному руднику (под Екатеринбургом),

Муратов дал Пятницкому сигнал следовать за ним. Приземлившись на аэродроме, он снял с себя

комбинезон и сделал из него посадочный сигнал – разрешение на посадку. Д. Пятницкий, увидев, что аэродром занят белыми, набрал высоту, улетел на свой аэродром в Н. Тагил. Вернувшись, он

доложил командованию о случившемся. Стало известно, что при посадке Муратов заявил о желании «при помощи истребителя, на котором он прилетел, оградить город от налетов противника». Позднее, 20 мая 1919 года колчаковский прапорщик А.Д. Муратов на своем «Ньюпоре-23» сбил красный «Фарман XXX» близ города Оса. Правда, вскоре, видя полный крах «белого дела», Муратов со своими подчиненными вновь перелетел к Советам. Был прощен и назначен командиром «боевой воздушной эскадрильи». Стремясь загладить свою вину, с мая по август 1921 года лично совершил 50 боевых вылетов против восставших крестьян Тамбовщины, за что и был награжден Орденом Красного Знамени. Умер в 1932 году.

Отряд пришлось возглавить А.Степанову, но уже 23 августа при бомбежке станции Таватуй самолет «Фарман XXX» пилотировавшийся Степановым и Крузе, был сбит. Посадив самолет на болото, пилоты добрались до своих.

9 сентября в Нижний Тагил прибыл 2-ой авиаотряд из Олонецкой авиагруппы под командованием летчика Иосифа Сергеевича Железнова, вооруженный четырьмя самолетами: 2 «Ньюпор» и 2 «Сопвич». Летчиками на них были Э. Макаренко и Г. Потехин. Оба отряда составили авиагруппу, получившей название «Олонецкой». Командиром этой авиагруппы был назначен A.M. Лабренц. Летчики постоянно находились на боевом дежурстве у машин.

Не обошлось, разумеется, и без потерь. 29 сентября, при бомбардировке Верхней Салды, погиб военный летчик с 1916 года Алексей Упоров. С воинскими почестями его похоронили в Кушве.

По материалам сайта «Нижний Тагил от основания до наших дней»

 

форман 30.jpg

 

…Красногвардейцы из Верхней Салды отступили 3 октября 1918 года. В Салде наступила тишина. И вот в 11 часов утра 4 октября, большинство женщин с ребятишками сидели на улице, и вдруг поднялся крик ворон, летевших с восточной стороны, а затем услышали рокот самолета, летевшего со стороны Нижней Салды. Появился и сам самолет, летевший низко-низко - разведчик. Над площадью с самолета был сброшен вымпел, который подобрали приспешники белогвардейцев. Так мы и увидали наяву самолет - аэроплан.

Из воспоминаний салдинского краеведа Трифонова Д.П., 1990 г


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных