Перейти к содержимому


Фотография

100 лет нашему земляку, композитору Николаю Пузею


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 26 Октябрь 2015 - 12:29

100 лет нашему земляку, композитору Николаю Пузею

27 октября исполнится 100 лет со дня рождения известного уральского композитора и нашего земляка Николая Михайловича Пузея.

28 октября в большом зале Верхнесалдинской детской школы искусств состоится концерт, посвященный этой дате. В концерте примут участие музыканты Свердловской филармонии и воспитанники ДШИ.

Пузей афиша.jpg

 

Наше досье:

ПУЗЕЙ Николай Михайлович (1915 – 2000 г.), известный уральский композитор, член Союза композиторов РСФСР, участник Великой Отечественной войны.

Пузей.jpg

Пузей Николай Михайлович родился 27 октября 1915 года в Верхней Салде. Еще в детстве в семье он научился играть на мандолине, балалайке, гитаре и баяне, а в школе – и на фортепиано. И все это не по нотам, а на слух. В пионерах Николай стал руководителем школьного оркестра народных инструментов, с которым выезжал на окружные и областные пионерские слеты в Нижний Тагил и Свердловск.

После окончания седьмого класса работал телеграфистом, инструктором физкультуры, учетчиком на складе, руководителем отдела технической пропаганды на строительстве завода Стальмост. Постепенно он убеждался в том, что в его жизни есть одна настоящая любовь и великая радость – музыка. Осознав это, Николай бросил все и почти без денег уехал в Пермь, где поступил в музыкальное училище. Здесь он проучился полтора года. Семья помочь ему не могла, «подхалтуривать» он не умел, поэтому, недоучившись, вернулся домой. В Верхней Салде с музыкой не расставался -  руководил оркестром народных инструментов в клубе металлургического завода, работал тапером в кинотеатре, где и прозвучали его первые авторские мелодии. В 1936 году Николай Михайлович поступает в Свердловское музыкальное училище, а через три года переходит в Уральскую консерваторию на композиторское отделение. В активе Пузея-композитора к тому времени несколько романсов, пьес, первая соната для фортепиано. Война оторвала его от работы над второй сонатой. Прямо из консерватории попал Николай в пехотное училище, а потом на фронт под Воронеж – сначала командиром минометного взвода, затем заместителем командира пехотной роты. Командиром минометной батареи участвовал на Курской дуге. С этой батареей дошел до Праги. Был дважды ранен. За ратные подвиги награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалью «За отвагу». В мае 1946 года, демобилизовавшись, молодой композитор снова поступает в консерваторию, сдает экстерном все экзамены за третий курс, заканчивает начатую до войны сонату. К моменту окончания консерватории, в 1948 году (по композиции у профессора О.К. Эйгеса) молодым композитором был написан новый большой концерт для фортепиано с оркестром, и Н.М. Пузей принимается в Союз композиторов. С этих пор вся жизнь Николая Михайловича была отдана музыке. Он ведет в Уральской консерватории два предмета – сочинение и гармонию, воспитывает будущих композиторов (первые композиторы   Монголии – его ученики) и музыковедов и еще пишет – много, разнообразно, интересно. Тема Урала и родной земли проходит почти  через все его творчество. С 1977 по 1988 годы Николай Пузей избирается председателем Уральского отделения Союза композиторов России. В 1977 году ему присваивается звание Заслуженного деятеля искусств России. А в 1996 году он становится Почетным деятелем Союза композиторов России. Его музыка звучала и звучит во многих городах России и за рубежом… Его жизнь, без остатка отданная музыке, продолжается в его учениках, которые помнят о нем и чтят… Николай Михайлович Пузей трагически погиб в начале июня 2000 года. Похоронен в Екатеринбурге.

Основные сочинения композитора Николая Пузея: Опера «Антлантида» (1994), Концерты №1 и №2 для фортепиано с оркестром (1948, 1962), Симфония №1 и №4 для симфонического оркестра (1959), Симфония №2 для струнного оркестра, фортепиано, 2-х тромбонов и литавр (1972), Симфония №3 для камерного оркестра, 3-х баянов, сопрано и ударных (1975), Симфонические поэмы «Легенда-быль» и «Героика» для оркестра (1963, 1964), Концерт для баяна со струнным оркестром (1989), Вокально-симфоническая поэма «Мемориал» для баса, детских хоров и оркестра (1970), «Гибель Атлантиды» для солистов, хора и оркестра, хоровые, камерно-инструментальные, камерно-вокальные произведения, произведения для народных инструментов.

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных