Как я был «живым классиком»…
В День чтения по всей стране известные люди и вип-персоны приходили в библиотеки, встречались со школьниками, рассказывали о своих любимых книгах и читали их вместе c детьми...
Так случилось, что и я, совершенно неожиданно, оказался в числе таковых и был приглашен в городскую библиотеку на встречу с учениками второго класса одной салдинской школы. Признаюсь честно, перед столь юной аудиторией мне доводилось выступать впервые и я, по своей наивности, даже представить себе не мог, как в течение часа владеть вниманием девятилетних школяров. Да оно и не мудрено, школу я окончил в семьдесят лохматом году, а во втором классе я и вовсе учился… страшно представить себе когда.
А рассказать я собирался о своей любимой книге «Приключения Робинзона Крузо», поскольку с ней у меня связана одна интересная история:
«Когда мне было лет четырнадцать в областной газете я случайно увидел объявление о конкурсе, объявленном Средне-Уральским книжным издательством. Предлагалось прислать на адрес издательства идеи и предложения по изданию и оформлению новых книг издательства. Причём в конкурсе могли принять участие все желающие, независимо от возраста.
В свои юные годы я уже интересовался историей и прочитал небольшую книжку «Салда», вышедшую к юбилею города. После долгих сомнений, я написал в издательство письмо, в котором и изложил свои, как я сейчас понимаю, весьма наивные мысли, сопроводив его макетом обложки будущей большой книги о Верхней Салде. Особо не надеясь на ответ, а уж тем более на какое-либо место в конкурсе, я отправил письмо и почти забыл о нём. Каково же было моё удивление, когда спустя год на моё имя из Свердловска пришла бандероль.
С волнением распечатав её, я обнаружил, еще пахнущую типографской краской, книгу «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». А еще в бандероли лежало письмо от директора издательства, где он благодарил меня за участие в конкурсе, хвалил за патриотическое отношение к своей малой родине и сообщал, что в подарок высылает мне книгу Даниэля Дефо, напечатанную недавно в издательстве.
Гордости моей не было предела. Я долго хранил это письмо и при случае показывал его всем желающим. Ну, а книга, подаренная Средне-Уральским книжным издательством, до сих пор стоит на моей книжной полке на самом почётном месте, как своеобразный талисман, невольно давший мне путёвку в мир журналистики и книгоиздания…» Из книги «Записки провинциального журналиста»
… Но готовясь к встрече, я не учел самого главного - книга о Робинзоне Крузо совсем не для девятилетних детей, ведь многие из них только-только начинают грамотно читать… Но отступать было уже поздно, второй класс с шумом и гамом вбегал в фойе библиотеки. Едва рассевшись на свои места, беспокойная публика с интересом уставилась на меня. И тут, совершенно неожиданно, раздался громкий возглас бойкого, глазастого мальчишки: «Не фига себе! Да это же живой писатель Егор Королев!»
Что и говорить, приятно, когда тебя называют писателем. Последний раз меня так называли во время недавней выборной кампании мои конкуренты: «Писатель к вам еще не заглядывал?» - спрашивали они во время общения с избирателями…
Ну, и особенно приятно, что пока еще живой…
Однако я отвлекся…
Итак, мероприятие началось. Ведущая кратенько сообщила почесывающему, позевывающему и ерзающему от избытка юной энергии «человеческому муравейнику» о Дне Чтения и представила меня (чего на тот момент я уже не очень то и хотел).
«Здравствуйте ребята!» - сказал я, как можно бодрее.
«Здравствуйте-е-е-е!» - хором ответили дети, явно не готовые слушать меня после пятичасовых занятий в школе.
«Сегодня я вам хочу рассказать о своей любимой книге «Приключения Робинзона Крузо…».
Слова мои не вызвали абсолютно ни каких эмоций у «муравейника», продолжавшего жить своей самостоятельной жизнью.
«Когда я был маленький…», - стараясь говорить как можно бодрее, продолжил я, - « Я очень любил читать книги…»
Да и что еще нам было тогда делать? Интернета и сотовых телефонов не было. А по телику шли только два канала, где детские передачи и фильмы крутили только по выходным. И лишь в летние каникулы - каждый день. А потому, мы все свободное время проводили на улице с друзьями…
«…Но особенно мне нравилась книга про Робинзона Крузо, в которой рассказывалось…»
Дети продолжали нетерпеливо ерзать и зевать, не желая воспринимать мой рассказ. От волнения у меня пересохло в горле, и я отпил воды из любезно приготовленного для меня стакана.
С начала мероприятия прошло не более пяти минут, а мне еще предстояло «держать» аудиторию как минимум полчаса. Я посмотрел почти с отчаянием на сотрудников библиотеки, ища хоть какой-то поддержки, но те, улыбнувшись, лишь ободряюще кивнули мне, мол, все идет хорошо.
«Когда мне исполнилось лет пятнадцать…» - продолжил я свой, как мне уже казалось, никому не интересный монолог, - «… Я случайно увидел заметку в местной газете…» Господи, как бы протянуть еще несколько минут…
«…Знал ли я тогда, что через три десятка лет…» Не уже ли тридцать лет уже прошло?!
«…Я совершенно неожиданно …» Ни чего себе неожиданно, двадцать пять лет в профессии, только и делал, что сочинял…
«…Издал первый сборник своих коротких рассказов».
А теперь остановить ни кто не может.
«Первая книжка понравилась моим друзьям и знакомым, и они попросили меня продолжить…» Знали б они, каково мне далась вторая книга…
«На сегодняшний день издано более двадцати моих книжек…»
Весьма ограниченного тиража, добавил бы я. Книгоиздательство, скажу я вам, удовольствие не из дешевых…
«Одна из таких книг называется «Библиотека салдинской прозы». В ней собраны биографии и отрывки произведений писателей, родившихся в нашем городе или имеющих к нему самое непосредственное отношение».
Моих юных слушателей и эта информация, похоже, ни чуть не заинтересовала. Они продолжали заниматься своими более важными делами…
В этот момент худенькая девочка, сидевшая напротив меня во втором ряду, подняла руку.
«У тебя ко мне какой-то вопрос?» - оживился я.
«Можно мне в туалет?» - робко произнесла она, обращаясь к сопровождавшей класс учительнице…
«Ребята!», - обратился я, совсем уже отчаявшись овладеть вниманием «муравейника».
«Про Робинзона Крузо вы прочитаете дома самостоятельно, или с родителями, когда немного подрастете. А сегодня я хочу познакомить вас с нашим земляком, известным детским писателем Ильей Ильиным».
Дети удивленно посмотрели на дверь, видимо ожидая, что в этот момент в ней появится настоящий писатель, и расскажет им что ни будь более интересное…
«Илья Ильин родился в нашем городе», - меж тем продолжал я,- «Выучился на журналиста и стал редактором детского журнала «Ералаш»…»
«Знаем, знаем!» - оживившись, закричали сразу несколько голосов. «Ералаш» - это смешные истории про детей. Их еще часто показывают по телику!»
«Совершенно верно!» - приободрившись, согласился я, хотя прекрасно знал, что Илья Ильин был редактором печатного, а не телевизионного «Ералаша». Но переубеждать детей в обратном у меня уже не было ни сил, ни желания.
«Так вот, ребята, сегодня мы будем читать рассказ Ильи Ильина - «Елка».
Вообще-то, у меня есть подозрение, что в этом рассказе автор описал случай, произошедший с ним в детстве на новогодней елке в нашем Дворце культуры…
Волнуясь и сбиваясь, я начал читать рассказ… В этот момент у меня было такое ощущение, что я опять, как много лет назад, отвечаю урок у школьной доски... В горле окончательно пересохло и я, замолчав, вдруг обнаружил, что меня слушают!
В этот момент на помощь мне пришла учительница второго класса: «А давайте ребята попросим продолжить это интересное чтение нашу умничку, нашу Лерочку!» - и передала книгу из моих рук смугленькой худенькой девочке. Лерочка взяв в руки книгу, тут же затараторила без выражения и соблюдения знаков препинания…
«Плохо еще у нас в школе работают педагоги над техникой речи учащихся», - подумал я, совершенно забыв, что текст читает ученица второго класса.
«Кто хочет продолжить наше чтение?» - спросила учитель, вовремя остановив Лерочку, которая за пару тройку минут «проглотила» почти страницу текста.
Сразу несколько детских рук сообщили о своем желании показать свои способности. Учительница выбрала довольно крупного для своих лет Кирилла, и у меня появилась возможность, как говорится, почувствовать разницу.
Коллективная читка подходила к концу и я, переведя дыхание, взялся зачитать самую интересную, на мой взгляд, завершающую часть рассказа… Дети молча дослушали меня, а потом дружно стали задавать вопросы.
«Когда Вы начали писать книги?», «Сложное ли это дело – сочинять?», «Какие Ваши планы на будущее?..» Я едва успевал отвечать на неожиданно взрослые вопросы, а у меня уже настойчиво интересовались: «А можно с Вами сфотографироваться на память?» «Отчего, ж нет…», отвечал я, польщенный вниманием к свой скромной особе…
«Официальная» часть благополучно завершилась, и дети, окружив меня, наперебой стали просить автограф. За несколько минут я подписал два десятка листков в клетку, торопливо вырванных кем-то из школьной тетради…
Что и говорить, приятно быть «живым классиком», хоть таковым себя и не считаю…
Октябрь 2015 г.