Перейти к содержимому


Фотография

Кокшаровский курган. Послание из глубины веков


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 01 Июнь 2015 - 10:45

КОКШАРОВСКИЙ КУРГАН.

ПОСЛАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Кокшаровский курган – одно из самых уникальных и загадочных мест ни только Верхнесалдинского района, но и всей Свердловской области. Многие годы над разгадкой его предназначения трудятся археологи, но до сегодняшнего дня так до конца и неизвестно, что собой представляет этот памятник истории и культуры.

Этим летом на Кокшаровском кургане вновь работает археологическая экспедиция Института истории и археологии УрО РАН – головного археологического подразделения в Уральском регионе. Возглавляет экспедицию доктор исторических наук, один из ведущих археологов Свердловской области Александр Федорович Шорин.

По его приглашению мы и побывали на месте проведения раскопок…

 

Экскурс в историю

Вот уже почти полтора века основным полем деятельности археологов в Верхнесалдинском районе является Кокшаровский торфяник. Находится он в 30 километрах от Нижней Салды и в нескольких километрах от Басьяновского торфяника. Почти в центре Кокшаровского торфяника расположено Юрьинское озеро. Берега его сильно заболочены и представляют собой труднопроходимую топь. Многочисленные стоянки первобытного человека были обнаружены на южном и юго-восточном берегах торфяника.

курган.jpg

Первым «раскопщиком» салдинской старины стал нижнетагильский учитель И.М. Рябов. В 1837 году (175 лет назад!) он проводил разведку на Салдинском городище у деревни Буксино и Нелоба в поисках стоянки первобытного человека. Именно он, по рукописи другого известного нижнетагильского краеведа Д.П. Шорина, первым начал раскопки на Кокшаровском кургане. В 1845 году «чудским бугром» занимался и сам Д.П. Шорин, собравший массу интересных находок.

Шорин Д.П..jpg

В 1891 году уральский краевед И.М. Гендрихов обратился с письмом к Уральскому обществу любителей естествознания, в котором в частности, сообщал: «…этот курган назад тому года три или четыре раскапывал приезжавший на Урал с профессором Анучиным, кто, не мог узнать. Но, кроме черепков глиняной посуды, ничего не нашел…»

Наряду с курганом в районе Кокшаровского торфяника в кедровнике было раскопано так называемое Юрьинское селище, где были найдены полированные стрелы из сланца. К сожалению, археологические работы XIX века не во всех случаях были научны и планомерны, находки не всегда четко фиксировались, и большинство из них разошлись по частным коллекциям.

В первой половине ХХ века раскопки на Кокшаровском кургане по вполне понятным причинам (Первая и Вторая мировые войны, революция) не велись. Возобновились они лишь в 1955 году усилиями нижнетагильского археолога А.И. Рассадович. В 1955-60 годах она открыла здесь первую, вторую и третью Юрьинские стоянки первобытного человека и вторую Кокшаровскую. Раскопала поселение эпохи Неолита и исследовала западную часть кургана.

В 1966 году Кокшаровским торфяником заинтересовался В.Ф. Старков. Он заложил небольшой раскоп на первом Кокшаровском поселении. Провел визуальную разведку по берегам Юрьинского озера.

В 1964-67 годах было обнаружено несколько стоянок вне описываемого торфяника: Моршининская – около Шайтанского озера, Третьереченская – на берегу Нижнесалдинского пруда, Салдинская – на берегу Верхнесалдинского пруда, в верхней его части.

В 1979-81 годах на Кокшаровском торфянике трудился нижнетагильский отряд археологической экспедиции Уральского государственного университета под руководством Ю.Б. Серикова. Работа увенчалась большим успехом: было обнаружено 48 береговых и 7 торфяниковых стоянок, принадлежащих разным эпохам от каменной до бронзовой.

А всего за почти полтора века археологических поисков  на салдинской территории выявлено более 70 (!) памятников древности. Из них самым уникальным и загадочным является, несомненно, Кокшаровский холм. Расположен он в семистах метрах от бывшего Второго поселка Басьяновского торфопредприятия на берегу Юрьинского озера на возвышенной равнине между рекой Тагил с юга и торфяником с севера. Курган имеет неправильную форму и растянут с запада на восток – около 40 метров, с севера на юг – около 30 метров, высота от 1,8 до 3 метров.

По мнению ученых, Кокшаровский курган – земляное сооружение искусственного происхождения, образованное в результате активной жизнедеятельности древнего населения Урала на протяжении шести тысячелетий (!) – с эпохи раннего неолита (VI тысяч лет до нашей эры) по эпоху раннего железного века (I тысяча лет до нашей эры).

Памятники подобного типа единичны не только на территории Урала, но и всего Евразийского материка(!). Известны только два аналогичных холма («чудских бугра», так их называли в дореволюционной археологии): Махтыльский и Усть-Вагильский, находящийся в Гаринском районе нашей области.

Похожие по форме памятники – телли, известны в Средней Азии и Передней Азии, но их происхождение отлично от уральских холмов. Телли – это искусственные сооружения, образовавшиеся в результате разрушения древних городов с глинобитно-сырцевой архитектурой. Происхождение же «чудских бугров» иное. Существует три точки зрения на этот счет.

Первое: холм  погребальное сооружение.

Второе: – курган – не что иное, как заурядное поселение.

Третья позиция: это крупный культовый и ритуальный центр, святилище (место, почитаемое людьми, как особое, необычное, где проводились обряды, направленные на обеспечение удачи в охоте, увеличение числа животных) союзов племен лесной зоны Урала и сопредельных территорий. Именно об этом свидетельствуют раскопки Кокшаровского холма, проведенные в 1995 и последующие годы екатеринбургскими археологами под руководством доктора исторических наук А.Ф. Шорина.

Кокшаровский курган сегодня взят под охрану государства как ценный памятник истории и культуры. Часть археологических находок найденных на Кокшаровском кургане находится в Москве в Третьяковской  галерее.

 

Кокшаровский  курган. Век XXI

Из Салды наша группа – сотрудники городского музея и я, ваш покорный слуга, выехали ранним утром, чтобы поспеть к назначенному времени. Благо после проливных дождей, погода благоприятствовала нашей поездке. До поселка Басьяновский добрались на машине. Здесь нас встречал руководитель экспедиции Александр Федорович Шорин. Дальше, до Второго поселка, где и разместился лагерь археологов, мы ехали по узкоколейке на единственном в тех местах виде транспорта – мотодрезине – «пионерке».

Кокшаровский курган.jpg

И вот мы на месте – в палаточном городке для пятнадцати археологов: преподавателей и студентов екатеринбургских вузов, будущих археологов. Гостеприимные хозяева лагеря напоили нас чаем и сопроводили до первого раскопа стоянки первобытного человека времен неолита, на берегу когда-то плескавшегося здесь большого Юрьевского озера. Сегодня от водной глади озера мало чего осталось. В основном этот заболоченная местность. А былые его границы обозначены лесной полосой. Вот на крае этого леса археологами и был произведен раскоп. Именно здесь, на глубине штыка лопаты и была обнаружена очередная стоянка первобытного человека.          Всего по обширному  берегу Юрьевского озера таковых на сегодняшний день насчитывается уже более восьмидесяти! По словам археологов, в представленном раскопе обнаружено более 500 предметов быта и каменных орудий труда наших предков, живших здесь в каменном веке в период неолита.

От первого раскопа нас ведут к непосредственно самому Кокшаровскому кургану, где екатеринбургские археологи вот уже несколько сезонов ведут раскопки.

Шорин.jpg

По словам Александра Шорина, Кокшаровский курган одно из самых интересных исторических мест на территории Урала. Вот почему он и его коллеги больше десяти лет ведут здесь свою научную работу. Только нынешней экспедиции удалось обнаружить на Кокшаровском кургане более 3000 предметов быта и орудий труда. Среди них есть и весьма примечательные образцы удивительного мастерства наших далеких предков: каменные топоры, стрелы, скребки для выделки кож, самые различные образцы керамики. Поражает воображение изобретательность и смекалка людей каменного века, которые могли, без каких либо современных инструментов и приспособлений изготавливать очень практичные и даже красивые вещи и орудия. Так, по словам археологов, например, каменный топор не уступает по своим профессиональным качествам современному стальному. А наборный наконечник для стрелы из кости животного по своему результату применения напоминает результат применения разрывной пули. Что уж говорить о каменном ноже, который и спустя века столь же остр и хоть сейчас готов к применению!. По своему красива и посуда, изготовленная в каменном веке, покрытая разнообразным орнаментом. По предположениям ученых, искусство изготовления изделий из глины пришло в наши края с востока с женщиной. Даже в те далекие времена наши предки знали о недопустимости кровосмешения и потому брали в жены женщин из других племен. Вот таким образом, скорее всего, и передавались из поколения в поколение навыки изготовления, в частности, домашней утвари и изделий из глины.

После вкусного обеда, которым накормили нас гостеприимные хозяева, нам показали находки обнаруженные экспедицией в этом сезоне. Что и говорить, их количество впечатляет и поражает. Одно дело видеть по телевизору или в книге, и совершенно другое – держать в руках самый настоящий каменный топор, который держал в руках твой далекий предок! Ощущение не передаваемое!

С грустью расставались мы со своими новыми друзьями, пообещав вернуться сюда следующим летом. Ведь работы на Кокшаровском кургане для археологов, по словам Александра Шорина, еще на многие годы. Так что окончательная разгадка тайны возникновения кургана и его значение в жизни древних людей еще впереди.

2009 г.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных