«Капустник» - заботливая и веселая пора
Конец сентября – начало октября в старину называли «заботливой» порой, то есть временем, когда было очень много забот, главная из которых – это подготовка к зиме. Особенно важным этапом являлась засолка капусты, так как своевременно и в достаточных количествах заквашенная капуста обеспечивала благополучную зиму и безвитаминозную весну.
Процесс заготовки капусты, кроме чисто практического, имел и психологическое значение и облегчал переход к холодной и темной зиме.
Недаром «капустник» – процесс засолки, дал свое имя дружеским веселым коллективным посиделкам, которые проводятся и сейчас, но уже без капусты.
Заготовка капусты. Южный Урал. 1914 г.
Раньше в России рубку капусты начинали с переломного дня от лета к осени. В зависимости от местности это был или день Воздвиженья, 27 сентября, или Сергия Радонежского (в народе
Сергея-капустника) – 8 октября.
Нижний Тагил и окрестности не был исключением. В погожие осенние дни, когда заканчивалось бабье лето, вереницы колымаг устремлялись в Тагил из деревень Салка, Бобровка, Шайтанка и других – за капустой. Сейчас это кажется нам странным. Казалось бы, как мог дореволюционный Тагил кормить капустой близлежащие деревни и поселки? Между тем, это так.
В научном архиве музея-заповедника хранятся воспоминания старейшего краеведа нашего города А.Ф. Кожевникова, и среди них – очень яркий, насыщенный бытовыми деталями
рассказ о тагильских «капустниках» начала XX века.
Домохозяйки с Выйских улиц – Большевогульской, Маловогульской, Волковой и других, старательно выращивали тугую белокочанную капусту и продавали её приезжавшим из деревень покупателям.
Явление должно было быть обратное – заводскому населению следовало ехать в деревню. Но всё дело в том, что деревенское население в большинстве своём проводило лето на старательских работах на приисках. В артелях все – от мала до велика, и ухаживать за капустой было некогда.
Некоторые покупатели заранее заказывали определенное количество – две, три грядки капусты и, когда она поспевала, ехали за ней к своим знакомым.
Кочаны бережно укладывали в колымаги, тщательно упаковывая их в чистые половики. Одна такая повозка стоила рублей пять.
В самом Тагиле «бабье лето» было веселой порой, а также и заботой о предстоящей осени и зиме: надо было заготовить соленую капусту для своей семьи, вот и заводился с этой целью «капустник».
Прежде всего, снималось с сарая большое деревянное корыто длиною два, три метра и устанавливалось на скамье во дворе под навесом. Хозяйка заготавливала нужное количество соли, мыла и запаривала под капусту деревянные кадки, покупала гвоздику, а укроп и смородиновый лист брали со своего огорода. Чистились и сортировались кочаны. Приглашались соседки, родственницы. Несли, у кого были, свои тяпки (сечки) с красивыми точеными черешками.
Заботливое было это время, но и веселое. Под перестук тяпок пели песни, сыпались шутки, искрился смех. Сама хозяйка руководила работой, а после укладки изрубленной капусты в кадки, заботилась об угощении, при котором, иногда, кроме чая и пирогов, подносилась рюмочка вина. Выпив с устатку – заводили пляску.
Квашеная капуста да вареный картофель не сходили со стола рабочей семьи, особенно там, где было много детей да старики-родители.
Не пропадали в хозяйстве и отходы: грубые корни капусты и лист тоже рубились, засаливались. Получались так называемые «кислы», которые шли на корм скоту.
Кроме соленой капусты, заготовлялось некоторое количество свежей. Она подвешивалась в подполье за корешок и сохранялась в свежем виде до апреля месяца. Такая капуста использовалась для пельменей и пирогов.
Многие тагильские домохозяйки выращивали в парниках капустную рассаду и бойко торговали ею. Она охотно раскупалась, и часто эти деньги были у домохозяйки «своими», особыми от мужниных.
Оксана ГРОШЕВА, научный сотрудник
Нижнетагильского музея-заповедника
Салдинский «капустник»
В Верхней Салде уборку овощей с огорода производили способом, который назывался "капустник". Собиралось несколько женщин, в большинстве случаев родственницы или соседки. Срубали на грядке капусту, чистили ее, мыли в кадках. Хорошие, тугие капустные вилки резали пополам, а плохие рубили тяпками, насаженными на точеные черенки.
Рубили в больших деревянных корытах длиной в два и более метра. Женщины по 3-4 человека становились по обе стороны корыта, установленного на табуретки или чурбаны. Рубленая капуста шла на засолку вперемежку с капустными пластинами.
Заготовленную капусту спускали в погреб в приготовленную деревянную кадку, предварительно пропаренную со смородиновым листом и укропом. При засолке в капусту клали укроп, морковь, в общем, кто, на что был горазд.
Почти каждая семья солила капусту в сорокаведерной и более кадке. Все работы проводились с песнями и всевозможными прибаутками. А по окончании "капустника" пили чай с пирогами, которые салдинские женщины пекли и пекут до сих пор с такими большим искусством.
По воспоминаниям салдинского краеведа
Д.П.Трифонова