Шалаев Виктор Васильевич
Родился 25 октября 1916 года в Нижнем Тагиле. В 1935 году окончил Нижнетагильский металлургический техникум, а в 1957 году вечернее отделение Нижнетагильского филиала Уральского политехнического института. Работать начал после окончания техникума и до 1938 года работал мастером на заводе им.Куйбышева в Н.Тагиле. С 1938 по 1940 год находился на действительной военной службе и демобилизовался по болезни.
После демобилизации работал в системе гострудрезервов до 1946 года мастером, зам.директора и директором школы ФЗО и зам.начальника Свердловского областного управления.
В 1946 году был направлен на НТМК и в 1947 году был избран секретарем Тагилстроевского ВКПб и проработал до 1950 года. Позднее начинается его непрерывная работа в области черной металлургии.
1950-1955 год – начальник нагревательных колодцев на НТМК.
1955-1959 г. – начальник обжимного цеха.
1959-1963 г. – начальник объединенного сортопрокатного цеха.
В конце 1963 года был переведен в Свердловск на должность главного инженера Управления черной металлургии Средне-Уральского Совнархоза.
В декабре 1965 года в связи с упразднением Совнархозов переведен в Москву на должность заместителя главного инженера-начальника производственного отдела Главного управления металлургической промышленности СССР.
Непосредственное участие В.В.Шалаева в черной металлургии выразилось:
- 1953-1954 г. впервые в отечественной практике проведена реконструкция доменной печи №3 НТМЗ методом передвижки.
- 1959-1960 г. – создание первой кольцевой слиткоподачи на Нижнетагильском блюминге.
- 1960-1963 г. создание технологии и промышленного освоения выпуска объемнозакаленных железнодорожных рельс.
- Изобретение нового способа прокатки крупных балок.
- Одним из первых разработал технологию применения крупных блоков из жароупорного бетона в кладке нагревательных колодцев блюминга.
В.В.Шалаев был членом ВЛКСМ с 1931 по 1940 г., членом партии с апреля 1941 года.
Награжден орденами «Трудового Красного знамени», «Знак почета», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и юбилейной Ленинской медалью.
В семье В.В.Шалаева три дочери: Лидия – медработник, Нина – работник химической промышленности, Татьяна – преподаватель музыки.
Шалаев Василий Харисимович
Родился в Н.Салде в 1884 году. Окончил Нижнетагильское горнозаводское училище в 1902 году.
Его трудовая деятельность начиналась на Нижнесалдинском заводе чертежником-конструктором под руководством В.Е.Грум-Гржимайло, затем мастером бессемеровского цеха, помощником начальника доменного цеха.
В 1915 году он переводится начальником доменного цеха Нижнетагильского металлургического завода, где и проработал до конца своих дней.
За свой многолетний и тяжелый труд в доменном производстве (свыше 40 лет) он имел много инженерно-технических достижений. Доменные печи Нижнетагильского завода были одними из лучших на Урале. Здесь воспитывалась целая плеяда известных специалистов-доменщиков: Г.И.Адарюков – главный доменщик Госплана СССР, Б.Н.Жеребин – профессор, директор Кузнецкого металлургического комбината, Герой социалистического труда, Н.Т.Басов – старший научный сотрудник института им. Бардина и многие другие. Любимым воспитанником его был и В.А.Лошкарев, директором Салдинского металлургического завода (с 1962 г.).
Имея богатейший опыт и знания в доменном производстве, Шалаев многократно выезжал на Уральские заводы на пуск или настройку хода доменных печей. Впервые на Урале освоил выплавку чугуна на коксе, проводил опытные плавки на каменном угле.
В 1934-1935 годах, совместно с академиком Академии наук СССР, академиком ВАСХНИЛ, Лауреатом Сталинской премии Э.В.Брицке и академиком АН СССР, будущим Героем Социалистического Труда М.А. Павловым, решили проблему выплавки ванадиевых чугунов из титаномагниевых руд, что дало возможность организовать производство ферро-ванадия на Чусовском металлургическом заводе.
Немалая заслуга Шалаева была и в военные годы, когда в Нижнем Тагиле был выплавлен феррохром и ферромарганец в доменных печах для нужд обороны. Был также освоен выпуск чугунов для отливки железнодорожных колес в цехе Гриффина на УВЗ.
За свой самоотверженный труд Шалаев В.Х. был награжден наркомом тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе персональной легковой автомашиной марки ГАЗ-АА, а Михаил Иванович Калинин в 1935 году лично вручил ему орден Ленина №999.
Скончался Шалаев В.Х. в 1942 году.
В качестве исторической справки от редактора:
За кадром – история семьи Шалаевых
На фотографии изображен интересный автомобиль и молодой мужчина, облокотившийся на переднее крыло машины. Это небольшой любительский снимок. Но сколько он несет энергии и информации: гордость, радость, уверенность… За этим кадром скрывается целая история, и не одного человека, а семьи.
Фамилия Шалаевых на Урале известна. Предки их были выходцами из деревни Шалайки на реке Каме. В 1830-е годы представители этой семьи появились в Нижней Салде. Сейчас их потомки проживают в Н. Салде, Н. Тагиле, Алапаевске, Екатеринбурге, Москве. Основателем династии металлургов можно считать Харисима Федоровича Шалаева (1854-1914 гг.), который, по воспоминаниям, был замечательным кузнечным мастером. В семье у него было девять детей – шесть дочерей и три сына! И вот судьба одного из них, Василия Харисимовича, окончившего в 1901 году Нижнетагильское горнозаводское училище, тесно связана с Нижнетагильским заводом.
На фото: Виктор Васильевич Шалаев у автомобиля, который был вручен его отцу. 1936 год, июль, река Баранча.
Василий Шалаев, обладая потомственным чутьем в работе с металлом, богатым опытом и знаниями, трудился начальником доменного цеха Нижнетагильского завода с 1915-го по 1952 год. При его участии впервые на Урале здесь освоили выплавку чугуна на коксе. Он занимался проблемой выплавки ванадиевых чугунов из титано-магниевых руд. В 1935 году Василий Шалаев был одним из первых, кого нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе наградил персональной легковой машиной марки ГАЗ-А (именно она и запечатлена на фото!), тогда же он получил орден Ленина. Рядом с машиной – гордостью семьи, снялся Виктор Васильевич Шалаев, один из семи детей Василия Харисимовича и его жены Елизаветы Карповны.
Виктор Васильевич родился в 1916 году, окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум, работал в прокатном цехе. Потом была служба в армии, директорство в школе ФЗО, а в 1946 году – направление на Ново-Тагильский металлургический завод. С 1947 по 1950 год был секретарем Тагилстроевского РК ВКП(б). В 1950 году возвратился на НТМК в обжимной цех, а в 1955 году был назначен начальником объединенного сортопрокатного цеха.
В 1957 году окончил Уральский политехнический институт. С 1963 года работал в Управлении черной металлургии Средне-Уральского Совнархоза (г. Свердловск) в должности главного инженера управления. В 1965 году переведен в Министерство черной металлургии СССР ( г. Москва) на должность начальника производственного отдела Главного Управления металлургической промышленности.
За годы работы в Тагиле Виктор Васильевич внес большой вклад во многие новаторские дела НТМК. Он участвовал в реконструкции доменной печи №3 методом подвижки, в создании первой кольцевой слитко-подачи на Нижнетагильском блюминге, в создании технологии и промышленном освоении выпуска объемно-закаленных железнодорожных рельсов. На фотографии, сделанной в 1936 году около отцовской машины, двадцатилетний Виктор в самом начале своего славного трудового пути.
Надо сказать, что и другие два брата Шалаевы посвятили себя металлу. Борис работал в доменном цехе завода имени В.В. Куйбышева, сначала начальником смены, затем зам. начальника цеха, в 1944 году был избран вторым секретарем парткома завода, затем секретарем
Ленинского райкома партии. Петр Васильевич всю жизнь проработал на Высокогорском механическом заводе.
В фондах Нижнетагильского музея-заповедника – хранителя исторической памяти нашего города, имеются материалы этой замечательной семьи: комплекс Василия Харисимовича Шалаева (1884-1942 гг.), в том числе и орден Ленина, документы Виктора Васильевича, авторские свидетельства, характеристики, справки...
Интересно, что по воспоминаниям его дочери Нины Викторовны, в рабочих кабинетах Виктора Васильевича, и в Екатеринбурге, и в Москве, под стеклом всегда лежала небольшая любительская фотография с изображением Лисьей горы – как память о родном городе.
Еще хочется сказать об автомобиле, изображенном на фотоснимке. Это ГАЗ-А, предшественник знаменитой «Эмки» – ГАЗ М1. К концу 1920-х годов, когда советское правительство приняло решение о создании крупных машиностроительных производств, автомобильный парк страны по численности (17,4 тысячи) уступал парку даже такой небольшой страны, как Финляндия.
В мае 1929 года между Генри Фордом и представителями Советской России был подписан контракт о строительстве в Нижнем Новгороде завода по производству легковых автомобилей Ford A (ГАЗ-А) и грузовиков Ford AA (ГАЗ-АА), а также на поставку в течение четырех лет комплектов деталей и обучение технического персонала. Завод возвели в рекордно короткие сроки – всего за год и семь месяцев. Правда, в первый год вместо запланированных 100 тысяч с
конвейера сошло всего 24 тысячи автомобилей. Сказалась недостаточная подготовка персонала к
условиям массового производства. Легковой автомобиль ГАЗ-А был сложен в изготовлении, не
окупал затрат, поэтому руководство завода приняло решение заменить его на более современный и технологичный. Что и было сделано немалыми усилиями советских инженеров и машиностроителей. 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «Эмка», а на следующий день еще два автомобиля отправлены в Москву для показа руководству страны.
Так и хранит старая фотография память об автомобиле – подарке Серго Орджоникидзе тагильскому металлургу, и о молодом сыне Шалаева, впоследствии тоже внесшим немалый вклад в развитие черной металлургии в Нижнем Тагиле и стране.
Ольга ХАЛЯЕВА, сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника