Перейти к содержимому


Фотография

Смерть близкого как кризис в жизни ребёнка


В этой теме нет ответов

#1 Юлия

Юлия

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 32 сообщений

Отправлено 08 Декабрь 2016 - 10:16

Мы всеми силами стараемся оградить своих детей от ситуации, с которой  все семьи сталкиваются, в определённые периоды своей жизни - ситуации связанные со смертью близких. Мы боимся, что дети могут получить глубочайшую психологическую травму и будут долго страдать, стремимся пощадить или защитить их от страдания.

Прикрепленный файл  post-78214-1320147786.jpg   95,93К   0 Количество загрузок:

 Но правильно ли это? Ответить на вопрос достаточно сложно, но нужно.

Дело в том, что дети не  должны быть отлучены от процесса ухода близкого человека. И готовить ребёнка к этому, может быть стоит заранее. Практически все дети сталкиваются с ситуациями потери домашних животных. Вот это и позволяет обсудить вопросы, касающиеся смерти, даже, если ребёнок не говорит о них вслух. Если не дать объяснения детям, они не только начинают пугать самих себя,

но испытывают при этом чувство одиночества и незащищённости.

Когда в дом приходит смерть, детям нужно сказать правду, сразу же,  в ласковой

и естественной форме, причём желательно, чтобы это сделали родители или кто-либо из близких. «Высылка» детей из семьи в ситуации острого горя или игнорирование их переживаний показывает неуважение к их чувствам и отрицает их право на печаль. Для ребёнка быть «высланным» из семьи означает  несправедливое наказание и увеличивает уже возникшую душевную боль. Горе детей усугубляется страхом удаления от родителей. Потеря близкого может казаться ребёнку угрозой выживания, и отсутствие родителя спровоцирует у маленьких детей сильную тревогу, поскольку без кого-то, кто удовлетворит их физические и эмоциональные потребности, их жизнь даже в кратковременном промежутке, будет в опасности. Детям необходима убеждённость в том, что они не останутся в одиночестве и что их нужды будут удовлетворены.

Прикрепленный файл  Как-сказать-ребенку-о-смерти-близкого-2.jpg   44,65К   0 Количество загрузок:

Конечно, пока ещё ограниченный детский словарный запас может помешать откровенному обсуждению. Хотя дети часто испытывают теже чувства, что и взрослые, их внешнее выражение бывает более скрытым и невнятным. Детские защитные реакции на потерю могут раздражать и тревожить взрослых. Дети нередко неспособны поделиться своей реакцией на смерть с помощью слов. Им бывает легче выразить себя, рассказывая истории  или изображая свои переживания в рисунках. Способность поделиться чувствами с помощью рассказов или рисунков является для находящегося в печали ребёнка важным способом высвободить свои эмоции.

Детским переживаниям легко помешать. Иногда детям, например, стыдно плакать. Им мешает то самое руководство взрослых, когда они говорят: «Будь храбрым», «Будь мужчиной», «Будь хорошей спокойной девочкой», «Не будь плаксой». Дети следуют этим указаниям и подавляют своё горе в ущерб себе. Горе-это поведение, которому обучаются. Слова и действия взрослых учат ребёнка, как принимать горе, так же, как и другой жизненный опыт.

Вина может быть особой проблемой для детей. Они могут воспринимать потерю очень лично и обвинять себя за предшествовавшее плохое поведение или за свои противоречивые чувства к умершему. Особенно это проявляется  при потере родителя. Не секрет, что дети в обстановке педагогического нажима, строгого воспитательного воздействия способны проникаться негативными чувствами и даже желают им смерти! Если кто-то из родителей умирает, ребёнок чувствует страх и вину, что это он послужил причиной смерти. Это чувство вины могут смягчить понимающие взрослые, если убедят ребёнка, что его вины здесь нет.

 

Что переживают дети во время горя? Какие чувства владеют ими?

Вначале ребёнок отвергает сам факт смерти и всеми силами старается сопротивляться самой идее смерти и потери. Как это ни неожиданно для взрослых, но, в отличие от них, дети более открыто выражают гнев после утраты. Например, ребёнок может неожиданно разгневаться на оставшегося в живых родителя, сестру или брата или открыто выразить враждебность умершему. Далее ребёнок пытается «вернуть» умершего, заявляя, что если тот вернётся, то он всегда будет слушаться, всегда будет послушным и хорошим. После этого ребёнок может впасть в депрессивное состояние, когда его гнев обращается на самого себя. Во время траура дети, как и взрослые, могут переживать такие симптомы, как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря аппетита, физические боли или недомогания. Но заканчивается это всё тем, что ребёнок окончательно принимает смерть.

В поведении горюющего ребёнка могут появиться признаки регресса. У детей могут возникать поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту: энурез, сосание пальцев, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно явление временное. Разрешение со стороны взрослых на выражение горя предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.

Но могут возникать и проблемы. Так, если ребёнок, навязчиво занят фантазиями, о воссоединении с умершим или через месяцы отказывается принять, что любимый человек действительно умер, это означает, что он не смог успешно справиться с горем. Депрессию нужно воспринимать очень серьёзно, когда дело касается детей. Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отдалении, апатии, эпизодических желудочных или головных болях психосоматического характера, ночных кошмарах, отказе от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.

Прикрепленный файл  kak-rasskazat-rebenku-o-smerti-03.jpg   59,88К   0 Количество загрузок:

Выражение «дети быстро забывают» часто можно слышать в семейных беседах. К этому высказыванию склонны прибегать тогда, когда бояться встретиться с детьми, потерявшими близких, и поддержать их. Но в реальности детский опыт переживания горя практически повторяет переживания горя взрослых. Просто реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому считая, что дети не переживают так сильно, как взрослые, мы исходим из нашего взрослого опыта. Мысль о том, что дети, потерявшие близких, испытывают точно такие же эмоциональные потрясения, как мы, взрослые, приводят нас к беспомощности и неадекватности в отношениях с детьми и становится тяжкой ношей.

Другой важный фактор, который препятствует конструктивному выражению детьми горя, это смешение чувств и мыслей и неумение выразить их. Поскольку маленькие дети не в состоянии выразить свои чувства так, как это могут взрослые, мы думаем, что детям несвойственны сильные чувства и мысли, какие характерны для нас. На самом деле, дети, потерявшие, кого-либо из родных, испытывают эти сильные, и зачастую новые для себя, чувства; И их пугает то, что они не могут объяснить свою реакцию на переживание горя. Поэтому они очень нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем. Весь мир становится ребёнку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для него человека. Самовосприятие рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Необходима помощь и поддержка взрослого, чтобы маленький человек, вновь обрёл почву под ногами, чтобы к нему вернулась вера в жизнь. Разрушенное самовосприятие нуждается в восстановлении. Ребёнку следует помочь, чтобы он чётко осознал значение того, что случилось до и после перенесённой им травмы, а что является новым, отличным от его прежней жизни. Образы прошлого и настоящего - это две части Я ребёнка, и их необходимо не только объединить, но и восстановить целостность.

Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом, однако существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя. То, как ребёнок реагирует на случившуюся беду, объясняется не только его личностными особенностями, но и возрастом. Само горе - длительный процесс, ребёнок постепенно преодолевает его, развиваясь в психологическом и познавательном плане.

Прикрепленный файл  depositphotos_42178233-Woman-and-child-at-graveyard.jpg   381,18К   0 Количество загрузок:

Вопреки представлениям некоторых, не существует никакого нижнего возрастного предела детского переживания горя. Для ребёнка, который ещё недостаточно владеет речью, но уже потерял кого-то из близких ему людей, горе приобретает исключительно физический и эмоциональный характер. Ребёнок не может преодолеть свою беду, выговариваясь: у него нет ни своих, ни чужих слов. Совсем маленький ребёнок, переживая горе, как-бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой для ребёнка личности оставляет в нём психологическую пустоту. В старшем возрасте у ребёнка появляются интеллектуальные ресурсы для понимания потери, но на эмоциональном уровне он часто изолирует себя от мира людей, что некоторое время спустя может стать чертой его характера. Психологически травмированные дети в дальнейшем будут более чувствительны к разлуке, нежели другие.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных