Все любят цирк
Сорок лет назад состоялось первое представление в новом здании Нижнетагильского цирка, открытом на набережной Тагильского пруда. Здание цирка было спроектировано архитекторами И. Шадриным, Л. Сегалом и Д. Леонтьевым и было рассчитано на 2 тысячи зрителей.
Мои сверстники, родившиеся во времена, когда еще не было ни интернета, ни сотовых телефонов, согласятся со мной, если я скажу о том, как мы радовались любой возможности поехать всем классом в Нижнетагильский цирк. Для нас эти поездки были настоящим праздником, запомнившимся на всю оставшуюся жизнь.
Бесстрашные акробаты под куполом, отважные дрессировщики в клетке с тиграми, смешные клоуны… И, конечно же, вкуснейшее сливочное мороженное в буфете, незатейливые безделушки, которыми мы потом на переменках многократно обменивались, и яркие впечатления на несколько дней: «А помнишь?»
И когда мы сегодня привозим в Нижний Тагил, теперь уже своих внуков, на входе в цирк, по-прежнему испытываем, то непередаваемое чувство праздника, которое познали много-много лет назад!
Сегодня мы расскажем вам об истории Тагильского цирка и о том, каких замечательных цирковых артистов могли видеть на его арене наши родители, дедушки и бабушки…
Из истории Тагильского цирка
История Тагильского цирка ведет свой отчет с XIX века. Еще в 80-х годах позапрошлого века Нижний Тагил посещали группы бродячих циркачей, которые устанавливали на его площадях небольшие балаганчики - прообразы цирка "Шапито".
В годы Русско-японской войны (1904-1905 г.) на Урале, волею судеб, оказались китайские циркачи. Одна из таких групп побывала и в Нижнем Тагиле. Так, на разрешении группе акробатов - Ван Ли Фрай, Фу Шун Тай, Ван Шаз и Ян Куй, отправиться в Нижнетагильский завод с цирковыми представлениями, губернатор приписал: «Приписываю о выбытии названных лиц в означенный завод сообщить в канцелярию и уведомить местного уездного начальника для установления над ними надзора с тем, чтобы им не дозволялся переезд из Нижнего Тагила в Екатеринбург или другое место без особого на то разрешения. Самим же отъезжающим выше переименованным китайцам внушить, что по прибытию в Нижнетагильский завод они, прежде всего, должны явиться к местному полицейскому чиновнику». Через некоторое время екатеринбургский полицмейстер отрапортовал, что для «установления над ними надзора полиции мною сообщено местному уездному исправнику». А вот о том, насколько успешными были выступления китайских акробатов, история умалчивает.
Но настоящая любовь к цирку проявилась у тагильчан и жителей Нижнетагильского уезда (куда вошли в 1920 году и заводские поселки Верхняя и Нижняя Салда), в первые годы Советской власти. В парке Красной Армии, где ныне расположен Театр кукол, было построено большое деревянное здание первого городского цирка, прослужившее более 30 лет - с 1923 по 1953 год.
Вот как описывал его тагильский краевед Л.И. Зверев: «Вокруг стандартной арены был кольцевой проход шириной один метр, затем два ряда партера, за партером на значительном возвышении были расположены вместительные ложи. За ними двухметровый кольцевой проход и дальше амфитеатром 17 рядов. Цирк имел вместительный вестибюль со многими буфетами, в которых шла бойкая торговля пирожными, бутербродами, минеральной и фруктовой водой, пивом и тому подобным.
Представление, как правило, было из двух отделений, но иногда было и три. Программа составлялась разнообразная и очень интересная. Выступали многие знаменитости тех лет, например, известнейшие иллюзионисты Эмиль Кио (старший), Клео Поротти, знаменитый гипнотизер Гутман. Жонглеры, эквилибристы, акробаты. Особенно запомнился номер воздушных гимнастов «Четыре черта». Один из гимнастов совершил полет под куполом цирка с одной трапеции на другую без страховки и с завязанными глазами. Приезжали дрессировщики со всевозможными животными. Был и всемирно известный Владимир Дуров.
В довоенные годы и во время войны в цирках выступала большая труппа, 50-60 специалистов по классической борьбе, тогда она называлась французской. Борцы пользовались особой любовью. Когда в цирке не было выступлений борцов, уменьшалось и число зрителей. Как только на афишах появлялись фамилии борцов, цирк преображался и всегда был полным. Многие зрители ходили исключительно на борьбу. Борьба всегда была во втором отделении и начиналась в 10 часов вечера. Если в первом отделении иногда были свободные места, то во втором цирк был полон, и часто заядлые болельщики борьбы покупали входные билеты и стояли в проходах.
Здание первого городского цирка
Иногда борцы съезжались по 25-30 человек. Чтобы заинтересовать зрителей, на афишах указывалось, какие пары борются (две или три), и обязательно объявлялась «борьба-реванш до полного поражения и без ограничения времени».
Из борцов, которые выступали на тагильской арене, удалось вспомнить только 13 человек: Иван Поддубный, Михаил Боров, Иван Колосов, Василий Ярков, Колишевич, Франк Гуп, Бенаа Шаф, Али Мухаммед, Пугаер, Самарин, Егоров, Ян Цыган (Иван Куксенко), Верден (Николай Жеребцов). Каждый борец имел свою особенность: свой стиль борьбы или какие-то оригинальные приемы".
Цирк стал любимым зрелищем детворы. Особенно популярен был великий борец Александр Калешевич. На нем всегда красовался кожаный ремень, на котором сияла бляха с надписью: «Александру Калешевичу за его железные руки. Николай II». Именно цирковые борцы привили молодежи любовь к силовым видам спорта.
Продолжение следует