Перейти к содержимому


Фотография

«Железная империя» Демидовых в XVIII веке. Салдинские заводы


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 06 Июнь 2016 - 10:49

«Железная империя» Демидовых в XVIII веке. 

Салдинские заводы

…В 1760 году на реке Салда был построен передельный завод, который занимался переработкой чугуна, поставляемого с Нижнетагильского завода. Первоначально на Салдинском заводе была одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. Предприятие сразу включилось в работу, и уже за первый год произвело 22189,5 пудов железа…

…Вскоре после пуска Салдинского завода, стало ясно, что один лишь Нижнетагильский завод не в состоянии обеспечить производство в Салде своим чугуном. Для того, чтобы увеличить выплавку чугуна, необходимо было либо реконструировать завод на Тагил-реке, либо построить ещё один доменный завод, который работал бы только на нужды передельного производства в Салде. А так как первый вариант требовал частичной, а возможно и полной остановки доменного производства, Никита Акинфиевич принял решение о постройке нового чугунолитейного завода, который смог бы полностью загрузить передельное производство в Салде. В 1773 году он подаёт заявку в Берг-коллегию о выделении места под доменный завод «в десяти верстах от Салдинского заводу, вверх по течению Салды-реки, на государственных порозжих и кортомленных у вогулич землях». Так же Никита ходатайствовал о прибавке к его заводам обширных лесных угодий, необходимых для производства угля. В 1775 году направленный Берг-коллегией «для очного освидетельствования пригодности места к заведению завода и рудников», унтершихтмейстер Рязанов подтвердил, что место для строительство завода «способно» и будущий завод «может действовать с одной домной и четырьмя молотами, и, кроме того, имеет железной руды три надежных рудных приимка».

007_Verhnesaldinskiy_karta.jpg

Верхнесалдинский карта

 

К строительству завода Демидов приступил в 1775 году. По решению Берг-коллегии от 9 октября 1777 г. к заводу отошли леса по левую сторону реки Тагила, на которые претендовал ранее Савва Яковлев. На строительство завода было переведено 80 семей крепостных крестьян из Вятских и Нижегородских, а так же частично из Костромских и вотчин Демидовых, и добровольно переехало 25 семей из Нижнетагильского завода. Позднее рабочие кадры завода пополнены за счет присылки крепостных крестьян из центральной России и Черниговской губернии и переведенных с других заводов Демидова. Так, в «железной империи» появился новый завод, который получил название Верхнесалдинский. «Старый» Салдинский завод стали именовать Нижнесалдинским.

 

Нижнесалдинский завод

Как мы уже отмечали, изначально, на Нижнесалдинском заводе действовали всего два горна и 4 молота. Но Никита Демидов постоянно расширял производство, внедряя и передовые на то время технологии, и увеличивая число молотов. В1798 году завод имел 24 горна, 15 молотов, 11 водяных колес. Производительность предприятия достигла 95 000 пудов железа в год. Однако, наибольшее развитие произошло на заводе в XIX веке. В частности, он стал вторым предприятием в хозяйстве Демидовых, где стали применяться паровые машины, строившиеся в Нижнем Тагиле механиками Черепановыми и Фотием Швецовым.

В 1840 году на заводе внедрен способ выделки железа методом пудлингования. Немного позже на Нижнесалдинском были установлены катальные машины. В 1851-1855 гг. управителем завода Я. С. Колногоровым впервые на Урале было освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. А 15 лет спустя рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога из Москвы через Санкт-Петербург в Варшаву была проложена из нижнесалдинских рельсов. Кстати сказать, Санкт-Петербург стал постоянным потребителем продукции Нижнесалдинского завода: рельсы и сортовое железо использовались в строительстве домов и на железной дороге, а в 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге предпочтение так же отдали рельсам из Нижней Салды.

С 1870 года на Нижнесалдинском заводе строятся и доменные печи. Впервые в России здесь внедрили подачу горячего воздуха с температурой 500 °С в доменную печь при помощи воздухонагревателя «Каупер». В результате производство чугуна увеличилось почти вдвое. В1875 году на заводе был осуществлён пуск первого крупного бессемеровского цеха. Здесь же зародился и развивался прогрессивный в ту пору метод «Русского способа бессемерования».

Первая бессемеровская фабрика представляла собой здание с массивными стенами из дикого камня размером 15×30 метров, высотой 12 метров. В здании помещались два конвертора по 5 тонн каждый. Всё оборудование фабрики — конвертор, ковш, подъемные краны, воздуходувные машины приводились в действие гидравлическими двигателями. Чугун перегревался в 4-х отражательных печах вместимостью до 6 тонн каждая. Перегрев чугуна продолжался от двух до трех часов до t = 1250 °С. Отражательные печи отапливались от дровяных генераторов. Позднее, в начале XX века,

отражательные печи были переведены на доменный газ. В конвекторах готовилась, главным образом, рельсовая и снарядная сталь. Производительность бессемеровской фабрики равнялась 42 тысячам тонн стали в год. В 1914-1916 годах на заводе построены более мощные доменные печи и был реконструирован бессемеровский цех. В результате чего, производительность выросла до 65 тысяч тонн стали в год.

008_Nizhne-Saldinskiy-2.jpg

Нижнесалдинский завод (фото конца XIX в.)

 

В 1896-1901 годах, под руководством К. П. Поленова и В. Е. Грум-Гржимайло, на предприятии строится новый прокатный цех — один из крупнейших в России. Стан с диаметром прокатных валков 800 мм приводился в действие паровой машиной мощностью 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы на новом стане прокатывались за 7 пропусков, тогда как на других Уральских заводах и заводах центральной России за 9-11 пропусков. На начало XX века Нижнесалдинский завод считался одним из передовых заводов Среднего Урала, и уступал только Надеждинскому заводу…

008-1_kleymo-NSZ.jpg

Клеймо Нижнесалдинского завода

 

…В 1918 году декретом Советской власти все демидовские заводы были национализированы. Год спустя Нижнесалдинский завод был остановлен. С 1922 по 1923 год предприятие находилось на консервации из-за отсутствия сырья и топлива. Работали только некоторые ремонтные службы. И лишь в июне 1924 года на Нижнесалдинском заводе начинаются первые пробные плавки…

 

Верхнесалдинский чугуноплавильный

и железоделательный завод

…Верхнесалдинский завод изначально задумывался и строился как доменный, поэтому в первые годы своего существования был типичным «чугуноплавильным» заводом, имея в своём составе доменную и молотовую фабрики, кузницу, лесопилку, заводскую контору и дома для служащих и работных людей. Плотина Верхнесалдинского завода имела длину в 175 саженей (более 373 м.), ширину — 30 саженей (64 м.), и хотя пруд разливался на пять верст, но напор воды у плотины был невелик. Оборудование завода составили две большие, мощные по тем временам, доменные печи высотой в 16 аршин (11,4 м.); два кричных молота и пять верхнебойных водяных колес. Завод был пущен и выдал первый чугун 6 декабря 1778 года.

Доменные печи завода могли выплавлять каждая в сутки до 450 пудов чугуна. Главной задачей завода было снабжение чугуном железоделательных производств Нижнесалдинского завода, с чем новый завод успешно справлялся. А вот собственное железоделательное производство в первые годы работало слабо, выпуская железо в основном для собственных нужд. Так, в 1779 году было выковано только 2,4 тысячи пудов железа.

Обширный заводской пруд снабжал завод достаточным количеством гидроэнергии. Приписанная к заводу лесная дача, по данным межевания 1840-50-х гг., имевшая площадь в 109 тысяч десятин, из которых 98,6 тысяч десятин находились под лесом, позволяла в достатке получать древесный уголь и дрова. Руда — высококачественный магнитный железняк с содержанием железа в 62-65% — привозилась с Высокогорского рудника, а кроме того, частично использовалась руда с местного Журавлевского рудника, богатого бурым железняком.

Хорошо обеспеченный топливно-сырьевыми и гидроэнергическими ресурсами и рабочей силой, завод в 80-90-х годы XVIII века стабильно выплавлял ежегодно от 155 до 198 тысяч пудов чугуна, что в то время было большой редкостью. По Генеральному описанию 1797 г., на заводе имелись 1 доменная и 3 молотовые фабрики, оборудование состояло из 2 доменных печей, 6 кричных горнов и 3 кричных молотов, 1 колотушечного горна и 1 колотушечного молота. При заводе находилось 313 крепостных мастеровых и работных людей и 20 казенных лиц. Приписных крестьян завод не имел. За заводом числились три железных местных рудника.

В конце XVIII столетия доменное производство завода было реконструировано, что позволило сразу же увеличить выплавку чугуна: уже в 1798 году она поднялась до 221,1 тысяч пудов, а в 1802 году составила 277,6 тысяч пудов. Среднегодовая выплавка чугуна на заводе в 1801–1806 годах доведена до 231,9 тысяч пудов, тогда как за предыдущие 10 лет равнялась только 161,5 тысяч пудов, то есть увеличилась на 30%.

009_Verhnesaldinskiy-zavod_dom-upravlyayushhego.jpg

Верхнесалдинский завод. Дом управляющего (фото конца XIX в.)

 

В первой половине XIX века, с сокращением, а затем и почти полным прекращением российского экспорта железа, с вытеснением российского металла с мирового рынка, на который тагильские заводы отправляли значительную часть своей продукции, и необходимостью переориентации на внутренний рынок, завод замедлил свое развитие, но внедрение технических нововведений и усовершенствований на нем продолжалось, а в 30-50-х годах XIX века весь завод, по сути, был заново перестроен.

В 30-е годы по проекту архитектора А. П. Чеботарева была построена новая кирпичная доменная фабрика. Доменные печи были перестроены, их высота и объем увеличены, при них установлены две воздуходувные машины с чугунными цилиндрами. Тогда же, на заводе развёрнули литейное производство, где отливались чугунные части для машин и механизмов. В 1856 году установлена воздуходувная машина, купленная во Франции, которая приводилась в действие паровой машиной и давала более сильное и равномерное дутье. Выплавка чугуна составила: в 1837 году — 325,2 тысяч пудов, в 1851 году — 290 тысяч пудов, в 1860 году — 780,9 тысяч пудов.

В 40-е годы XIX века на Верхнесалдинском заводе было организовано прокатное производство, а через десять лет внедрено пудлинговое производство, выявившее свои явные преимущества перед кричным способом. В 1852 году пущены две пудлинговые печи, к 1859 году их число увеличено до восьми. Пудлинговая болванка отправлялась на Нижнесалдинский завод, где прокатывалась на сортовое железо или железные рельсы…

С Верхнесалдинским заводом связан интересный факт. Управляющий Салдинских заводов Яков

Колногоров предоставил «господам владельцам» расчёты, согласно которым доставка кричной и пудлинговой болванки на Нижнесалдинский завод гужевым транспортом выходила затратной и ненадёжной, особенно в период распутицы. Колногоров предлагал доставлять полуфабрикаты по реке Салде и Нижнесалдинскому пруду, и для реализации этих планов запросил из библиотеки Выйского училища чертежи «речного парохода господина Швецова», а так же разрешение на постройку трёх барж. Проект был одобрен Нижнетагильской конторой, и с 1858 года снабжение полуфабрикатами производилось водным путём вплоть до1881 года .

В 1859 году оборудование завода составляли 2 доменные печи, 1 вагранка, 9 кричных горнов, 8 пудлинговых печей, 16 водяных колес общей мощностью в 340 лошадиных сил и 3 паровые машины. В этот период на заводе «употреблялось в работы» более 1100 человек.

До середины 70-х годов выплавка чугуна при действии трех доменных печей поддерживалась на уровне от 750 000 до 1 миллиона пудов в год. Совершенствовалось доменное производство: при домнах были установлены новые воздуходувные машины, улавливаемые доменные газы стали использоваться для обогрева котлов. В пудлинговом цехе были установлены 5 сварочных печей. С 1879 года началось применение луньевского каменного угля, доставляемого по Горнозаводской железной дороге.

Так же увеличивалось собственное производство сортового и листового железа. Так, в 1882 году завод изготовил 200,3 тысяч пудов готового железа, в том числе: сортового — 106,З тысяч пудов, листового и кровельного — 93,4 тысяч пудов.

Пудлингово-сварочный корпус в 1892 году был основательно перестроен: число сварочных печей увеличено до трех. В 1900 году цех имел четыре пудлинговых и четыре сварочных печи. В 1891 г. был построен корпус листоотделочной фабрики, а через год корпус листокатальной фабрики. Уже в 1896 году завод изготовил 444,5 тысяч пудов готового железа, в том числе сортового — 320 тысяч пудов, мостового и кессонного — 72,1 тысяч пудов, лопастного — 26,6 тысяч пудов, листового и кровельного — 25,1 тысяч пудов.

В 1893 году построена мартеновская печь ёмкостью в 12 тонн, которая в марте 1894 года выдала первую литую сталь. Печь работала на дровяном газе, а загрузка шихтой и передвижение ковшей для разливки стали производились вручную.

010_Verhnesaldinskiy-zavod.-Zdanie-novogo-martena_3.jpg

Верхнесалдинский завод. Здание нового мартена (фото конца XIX в.)

 

Было выплавлено мартеновской стали: в 1895 году — 485,4 тысяч пудов, в 1900 году — 549,8 тысяч пудов. С 1897-го по 1902 год заводом управлял выдающийся русский металлург и ученый В. Е. Грум-Гржимайло. В этот период на заводе было занято 1724 рабочих (649 — на основных производствах, в том числе 175 — при доменном производстве, 170 — при мартеновском, 304 — при железоделательном, и 1011 — на вспомогательных работах), в 1900 году — 2002 человека (на заводских работах — 821, на вспомогательных — 1181).

010-1__kleymo-VSZ.jpg

Клеймо Верхнесалдинского завода

 

В годы экономического кризиса 1900-1903 года и последующей промышленной депрессии завод сохранил на прежнем уровне выплавку чугуна. Мартеновское производство было расширено, а в 1902 году начала строиться, а затем и пущена в ход вторая мартеновская печь емкостью в 20 тонн. В 1903 году в мартеновском цехе установлен новый паровой кран, к цеху проложены рельсовые пути. Выплавка стали в 1903 году достигла 748,8 тысяч пудов, в 1904 году — 870,5 тысяч пудов, в 1911 году — 1728 тысяч пудов. С развитием мартеновского производства пудлингование стало сокращаться, а затем совсем остановлено.

Кризис и депрессия заставили заводовладельцев разработать проект технической реорганизации хозяйства округа предусматривавший закрытие мелких нерентабельных заводов и концентрацию производства на нескольких главных заводах. Согласно этого проекта, доменное производство на Верхнесалдинском заводе закрывалось, и теперь он должен был заниматься прокаткой сортового железа в объеме до 3 миллионов пудов в год. В 1911 году завод выплавил 817 тысяч пудов чугуна, в 1912 году — 188,3 тысяч пудов, после чего выплавка чугуна на заводе больше не производилась, а обе доменные печи были демонтированы.

011_830986_original.jpg

Верхнесалдинский завод. Елим Павлович Демидов с супругой среди представителей администрации завода (фото 1911 г.)

 

С 1912 года завод стал получать электроэнергию от гидроэлектростанции мощностью в 150 кВт, в это же время была пущена Алапаевская ветка железной дороги, соединившая Верхнесалдинский завод с Нижней Салдой и Алапаевском. В 1913 году завод произвел прокатных продуктов 1000,5 тысяч пудов, в том числе сортового железа — 467 тысяч пудов, железнодорожных креплений почти 417 тысяч пудов, рельсов — 75,7 тысяч пудов, балок — 40 тысяч пудов. В 1914 году выплавлено мартеновских слитков 1560 тысяч пудов, но со следующего года завод перешёл на выполнение военных заказов…

По материалам ИА «Все новости»


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных