Перейти к содержимому


Фотография

Авиакатастрофа времен Великой Отечественной под Нижним Тагилом


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 17 Май 2016 - 14:31

Авиакатастрофа времен Великой Отечественной

под Нижним Тагилом

В минувшие выходные под Нижним Тагилом состоялась экспедиция Свердловских отделений ДОСААФ и Российского географического общества под руководством путешественника Владимира Рыкшина на место падения в 1943 году, предположительно, военно-транспортного самолета Ли-2 либо «Дуглас». Останки самолета были обнаружены в августе прошлого года тагильчанином Александром Потеевым.

Александр Потеев, житель Нижнего Тагила:

— Мы с семьей поехали погулять в лес, в район горы Старик-Камень. В 70-е меня возил сюда отец, показывал, что во время войны здесь разбился самолет. Я и решил вернуться на это место, детям показать. Если бы мы метров 50 мимо прошли, то ничего не нашли бы. А так, получается, чисто случайно вышли на это место. Человек от природы любопытен. Мне стало интересно, что это за самолет. Стал искать тех, кто может что-то знать, и познакомился с путешественником Владимиром Рыкшиным.

Так получилось, что Владимир Рыкшин занимается поисками самолетов, упавших на территории Свердловской области во время Великой Отечественной войны. По его данным, на Среднем Урале в тот период произошло пять авиакатастроф. Дело в том, что через наш регион проходила трасса перегона самолетов, получаемых СССР от США по «ленд-лизу». С Аляски через всю страну самолеты перегоняли к линии фронта. Порой пилоты совершали ошибки или техника отказывала, тогда и случались крушения.

вершина Старик-Камня.jpg

Вершина Старик-Камня

 

Старожилы окрестных поселков вспоминают, что в 1943 году на горе был большой пожар. В то же время окрестности оцепили войска НКВД. Но народная молва прознала: упал самолет.

Владимир Рыкшин, путешественник:

— Когда Саша Потеев привез меня на это место, я просто ахнул. На большой территории разбросан весь самолет, в разобранном виде. Он просто врезался в скалу и в таком виде остался. Не было мародеров, которые бы растащили что-то. В прошлом году мы не проводили как таковых поисков на месте. Мы нашли только 15 копеек 1937 года, обрывок кожаной куртки летчика и обломки штурвала. На этом все тогда закончилось.

Нынешним летом Рыкшин планирует провести широкомасштабные поиски на месте падения. Экспедиция, прошедшая в эти выходные, — первая в череде запланированных мероприятий.

добраться до крушения непросто.jpg на месте крушения.jpg

Добраться до места крушения непросто

 

К горе можно подъехать на внедорожнике. Но к месту падения (почти на вершине) нужно идти пешком. В поисках приняли участие поисковики, занимающиеся раскопками на местах боев Великой Отечественной войны. Обломки самолета разбросаны на территории около 500 кв. метров. На каменной морене покоятся два двигателя, редуктор, обломки шасси и многочисленные алюминиевые куски обшивки фюзеляжа.

Владимир Рыкшин:

— Я думаю, что это либо Ли-2, либо «Дуглас». На разведку сюда с нами ездил Андрей Мошенский — капитан космических сил, начальник службы техподдержки. Он и выдвинул версию, что это может быть «Дуглас». Я думаю, что мы это уточним, когда найдем детали.

Военно-транспортный Ли-2 начали производить в Советском Союзе в 1942 году в Ташкенте. Транспортник был создан по лицензии, на базе американского Douglas.

поисковики переписали номера двигателей.jpg дуглас.jpg

Поисковики переписали номера двигателей

Удалось найти многочисленные детали с номерной маркировкой. Под небольшим слоем земли поисковики обнаружили два фрагмента человеческого черепа. Рядом найдены детали, предположительно, от радиостанции. В десяти метрах от этой находки, в районе обнаружения 15-копеечной монеты, искатели нашли еще один фрагмент черепа. Судя по всему, это останки двух разных людей. По всей видимости — летчиков. Найдена подошва. К обуви она крепилась, что характерно для той поры, небольшими гвоздями. Пока до сих пор непонятны причины падения самолета и миссия, с которой он летел.

Станислав Соколов, поисковик:

— Самолет упал прямо на морену. Он заходил в сторону горы со стороны юга. Скорее всего, камни блестели на солнце, летчики приняли это свечение за что-то другое и решили, что здесь можно пролететь между горами. А когда сообразили, стали забирать вверх, но было уже поздно…

В завершение раскопок члены экспедиции установили на месте находок православный крест со стилизованным пропеллером.

крест на месте трагедии.jpg

Владимир Рыкшин:

— Впереди много работы. Необходимо тщательно исследовать это место. Раз удалось найти человеческие останки, то возможно, нам удастся найти и награды или знаки отличия, по которым можно будет установить личности погибших. Также можно начинать работу с архивами: искать самолет по номерам двигателя и бензобаков.

В будущем поисковики планируют вывезти с места крушения два двигателя, чтобы передать их в музей.

По материалам 66.ru


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных