ДРИЗЕ Исаак Давидович (1909-2010 г.), член Союза художников СССР, в годы войны художник завода №95, автор картины «Вручение Красного Знамени ГКО коллективу завода №95».
Исаак Давыдович Дризе родился 23 января 1909 года в г. Почепе Мглинский уезда Черниговской губернии. Учился в Московском художественно-промышленном техникуме. Далее в Ленинграде в Академии художеств им И.Репина. Затем в институте повышения квалификации художников при Московском художественном институте у Б.Иогансона и Л.Крамаренко.
Дризе в полной мере освоил и сохранил в своём творчестве традиции русской школы живописи начала XX века. Он признанный мастер портрета, но больше известен своими теплыми пейзажами и натюрмортами, насыщенными легким воздухом и светом. Художник написал сотни портретов своих современников за свою долгую жизнь. Из этих портретов можно было бы составить целую галерею людей, живших в России в прошлом столетии. Среди них физик Л. Ландау, знаменитые авиаконструкторы С. Ильюшин и Н. Поликарпов, клоуны Олег Попов и М. Румянцев (Карандаш), композитор Д. Шостакович, актер театра и кино Л. Свердлин, Герой Советского Союза летчик-штурмовик В. Константинов и многие другие.
Большинство этих работ никогда не выставлялось на всеобщее обозрение. В 1957 году он был принят в члены МОСХа и участвовал почти во всех его групповых выставках. За всю жизнь художник не был удостоен персональной выставки, только в последние годы (2004-2007 г.) было проведено несколько выставок художника в ЦДХ. Работы И.Д. Дризе находятся в Научно-мемориальном музее Н.Е. Жуковского, в частных собраниях в России и за рубежом во Франции, Германии, Кореи, Израиля и США.
И.Д. Дризе скончался 9 октября 2010 году в возрасте 101 года, похоронен в Москве.
«27 сентября 2009 года в зале «Амфитеатра» Московского еврейского общинного центра стартовал новый проект – «Мой еврейский мир». Он открылся выставкой старейшего художника России Исаака Давидовича Дризе.
Советское искусство во многом было и остается «terra incognita». При советской власти разговор о нем можно было вести только внутри жестких официальных рамок – и в силу этого обстоятельства очень многое было тогда не понято и не осмыслено. Когда эпоха закатилась, поначалу многое отправили на свалку истории, в запасники, но потом спохватились. Тут свою роль сыграли и ностальгия, и непрекращающаяся традиция русской живописной школы.
Многие художники, «не вписавшиеся» в советскую эпоху, не были востребованы и после того, как она завершилась, – время проехалось по ним дважды. Тех, кто плыл против течения в советские годы, сейчас признали и заметили. Но были и те, кто мужественно и спокойно, не изменяя призванию, делал свое дело. Художник Исаак Дризе, чья первая (!) персональная выставка проходила в МЕОЦе, – один из них.
Почти ровесник «века-волкодава» (родился в 1909 году), Дризе начал рисовать с четырех лет. Окончив школу, в восемнадцать поступил в училище при Академии художеств в Ленинграде, а с 1936 по 1939 год учился в Институте повышения квалификации при Московском художественном институте у Бориса Иогансона и Льва Крамаренко.
Художник-долгожитель, он успел поучиться у Роберта Фалька и воспринял от мэтра постимпрессионистское чувство цвета, отличавшее практически всех участников «Бубнового валета». Композиции, крепкому рисунку и безукоризненной технике письма его учил Борис Иогансон. Последний считался одним из столпов советской живописи – его вездесущий «Допрос коммуниста» изображался на вклейках в школьных учебниках по истории.
Когда Российская империя в одночасье прекратила свое существование, многие художники поверили, что на ее руинах зарождается новый мир. Достаточно вспомнить, с каким энтузиазмом Шагал воспринял свое назначение комиссаром по делам искусств Витебской губернии, а его учитель, Иегуда Пэн, прежде писавший евреев-книжников, принялся за портреты евреев-комсомольцев.
Впоследствии кто-то оставил живопись и стал работать оформителем в издательстве или декоратором при театре. Кто-то пытался писать «для себя» – но тогда становилось не на что жить, ибо к 30‑м годам в СССР уже не было рынка художественных работ и продать свои картины стало невозможно.
Партия требовала от художников живописать «стройки социализма», создавать портреты стахановцев. Всплеск пейзажной живописи в советском искусстве первой половины 30‑х годов – своеобразное бегство от требуемых властью агиток, способ «внутренней эмиграции», тихое несогласие. Исаак Дризе тоже выбирал этот путь. Писал пейзажи, портреты не только партработников и героев труда, но и просто друзей, соседей, случайных знакомых и детей. Детская тема и тема материнства стали для художника‑еврея той отдушиной, которая позволяла работать в полную силу. Исаак Дризе не выставлялся, не продавал и не дарил своих картин. Чтобы прокормиться, работал над заказами от Комбината художников.
Большую часть своей жизни Дризе так и работал – и «под заказ», и «для себя». Так работали многие, несмотря на то, что в роли единственно возможного покупателя художественных произведений выступало государство. Имелась даже соответствующая статья Уголовного кодекса, закрепляющая за государством это право.
Исаак Давидович, возможно не вполне осознанно, избрал свой путь отношений с властью в согласии с еврейской традицией, ибо сказано в Торе: «Особенно же кровь вашей жизни взыщу я» (Берешит, 9:5). Еврей должен сделать все для того, чтобы выжить.
А чтобы выжить, нужно было молчать, оторваться от своих «корней». Так поступали многие поколения наших предков, вспомним насильно крещенных испанских евреев, тайно соблюдавших свои обычаи.
Исаак Давидович существовал в собственном измерении. Немудрено, что у него никогда не было персональной выставки, хотя он участвовал во многих групповых, проводимых МОСХом. Роберт Фальк советовал ему: «Вам надо уезжать из этой страны. Вы им никогда не понравитесь». И Дризе, запомнив эти слова на всю жизнь, все-таки остался и... сохранился, невзирая ни на что, как самобытный художник. Лишь в 2005 году в ЦДХ была представлена совместная экспозиция работ Дризе и художницы А. Софроновой, которая тоже никогда не была обласкана советской властью.
Как многие художники его поколения и как его учитель Фальк, он – поклонник Сезанна, и печать этого поклонения лежит на его творчестве.
Импрессионизм – сугубо индивидуальный способ отображения реальности – никак не подходил советской идеологии, его агрессивно не принимали. Чего стоит история с художником Аркадием Пластовым: в 1945 году он написал свой «Сенокос» в импрессионистической манере, после чего его буквально разгромила советская художественная критика.
В «казенном» искусстве спрос был даже на определенный тип лица: это могли быть представители рабочего класса, ударники производства, политические деятели, известные люди науки и герои советского мифа.
Целая когорта талантливых художников следовала заданным стандартам. Борис Пинхасович (близкий друг Исаак Давидовича), Александр Тихомиров, Моисей Фейгин и многие другие.
Тем не менее у Дризе есть много работ, которые заказывали на Комбинате, а потом не принимали: слишком самобытным было видение художника. Ему удачно удалось изобразить «эпоху в лицах». Это советские люди, «построившие» другое государство, без веры в Бога, но с верой в партию. Интеллигенты, загнанные на кухни, девочки-пионерки, военные, уставшие женщины с младенцами.
В каждом портрете Дризе – история человека. При этом он умудряется писать с импрессионистической легкостью и насыщенностью.
Евгения Бродская, Афанасий Мамедов
«…К тому времени (лето 1942 года) на заводе (№95, Верхняя Салда) стала работать типография. Но многие проблемы остались. Клише с фотографий нужно было заказывать в Свердловске, что, конечно же, мешало оперативности сообщения и репортажа. Практиковался такой прием: из Свердловска приезжал фотограф, собирали потенциальных стахановцев и фотографировали «про запас». Но при этом больше полагались на собственные силы. Работавший на заводе художник Илья (Исаак) Давидович Дризе часто вместо объемного клише вырезал портреты передовиков на линолеуме. Полученные таким образом линогравюры отличают «Стахановец» военных лет…»
Из книги «Пульс времени – газетная строка"
«…Второе дыхание газета («Стахановец») обрела благодаря, можно сказать счастливому случаю: в июне (1942 года) на завод (№95, Верхняя Салда) приехала выездная бригада редакции «Комсомольской правды»… Московские журналисты и стали печатать выпуски «Комсомольской правды» на Н-ском заводе». Они явили прекрасный образец оперативности: газета выходила ежедневно, кроме того, печатались еще специальные выпуски и «молнии»… Прибавьте к этому рисунки художника И.Дризе, которые печатались почти в каждом номере. Его карикатуры в газете использовались вплоть до конца 40-х годов, когда самого художника уже не было на заводе.
В 1943 году Илья (Исаак) Дризе написал большое полотно «Вручение Красного Знамени ГКО коллективу завода №95» (картина и ныне хранится в техкабинете-музее ВСМПО). О ней нужно сказать особо. Поводом для ее написания стало торжественное и радостное для заводчан событие, которое не могло остаться без внимания: завод в числе первых в отрасли получил переходящее Красное Знамя ГКО за победу во Всероссийском социалистическом соревновании. В пролете прессового цеха главного корпуса была сооружена трибуна. Знамя вручали летчики-гвардейцы, отличившиеся на передовой. Художник запечатлел момент, когда Знамя переходило из рук командира авиационного полка капитана И.А. Мусиенко в руки директора завода С.М. Лещенко. Среди руководителей завода и города, стоящих на трибуне (парторг ЦК ВКП(б) Б.А. Коваль, секретарь ГК ВКП(б) В.Г. Лоскутов, начальники цехов), находятся лучшие стахановцы, такие, как кузнец А.И. Парфенов.
Трибуна окружена людьми. Их изображения особенно ценны для истории. В ходе работы художник написал более 60 этюдов. Двадцать два работника, особо отличившиеся при выполнении задания, написаны очень достоверно. Это люди разных профессий: мастер прокатного цеха М.Д. Никулина (глядя на картину спустя 60 лет, она сказала: «А ведь тогда у меня не было таких красивых туфель на каблуках… Да и откуда их было надеть?! Но так хотелось…), лучшая резчица завода Ф.И. Федосеева, мастер В.К. Чикин, прославленный мастер кузнечного дела А.Н. Левченков. Ему было всего 20 лет, а число обученных им кузнецов перевалило за 200! Один из его учеников – Ваня Павлючков – стоит здесь же. Рядом с Марией Дмитриевной Никулиной – «мастер-золотые руки» Михаил Иванович Платонов…»
Из книги «Постигая суть титана».
Продолжение следует