Перейти к содержимому


Фотография

Легендарные салдинские бренды


В теме одно сообщение

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 16:39

Легендарные салдинские бренды

На территории Салдинского края  на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшних дней, производили и производят великолепные продукты питания и высококачественный ширпотреб. Цель этой серии публикаций  - вспомнить о них и в очередной раз испытать чувство гордости за наших салдинских мастеров.

 

Салдинские расписные бураки

В качестве справки: Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры. Другое название бурака – туес. Туеса в прошлом изготавливались и применялись в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье и Сибири. Туеса применяли для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. Размеры туесов были различны –  самыми маленькими пользовались рыбаки, хранили в них наживку, в самых больших мог спрятаться человек. Основой берестяного туеса является «сколотень» –  внутренний неразрезанный слой туеса цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты – рубашка закреплял на туесе обручи, держащие донце и крышку. Рубашку туеса изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом – «замком» или сшивали и украшали. Способы украшения берестяных туесов были весьма разнообразны – аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись.

берестяные туеса.jpg

Бурачный промысел возник в Нижней Салде из потребности населения в посуде. В 1760 году Никитой Акинфиевичем Демидовым Нижнесалдинский был основан завод. Населенные пункты, как правило, формировались вокруг горных или металлургических заводов. Параллельно с промышленным развитием горного  и металлургического дела формировался и особый, специфический набор сопутствующих ремесел и промыслов.

На Урале возникли и получили распространение не только народные промыслы, напрямую связанные с горной и металлургической промышленностью. Традиционно уральский заводской люд получал существенную прибавку «к столу» активно используя доступные и обильные богатства нашей природы: грибы, ягоды, орехи, дичь и рыбу. Естественно, что  такая форма хозяйствования требовала наличия специального снаряжения и посуды. Поэтому в традиционном укладе старинных уральских городков-заводов прочно заняли свое место промыслы, связанные с изготовлением берестяной утвари.

Быстрое развитие и распространение промысла стало возможным, в немалой степени, из-за обилия бересты. Ведь для металлургического производства в больших объёмах требовался древесный уголь, который вырабатывался путём пережигания берёзовых стволов. Так, бурачный промысел стал попутным промыслу углежогов.

Среди предметов народного бытового искусства берестяные бураки по праву занимают значительное место. Наиболее обширными и интересными коллекциями берестяных изделий располагают музеи центральных и северных регионов России. Именно на Европейском Севере и в Сибири данный промысел имеет древнюю историю, а берестяные изделия – широкий диапазон использования от кухонной посуды до обуви и одежды, от крупных санных коробов и кошевок до карманных солонок.

Берестяные изделия можно подразделить на плетенные и изготовленные из целого пласта бересты. Основу плетенных составляют длинные ленты, полученные путем спирального срезания бересты со ствола дерева. Наиболее широко известны среди них – плетеные лапти, корзины, заплечные короба. На Урале встречались и использовались даже берестяные плащи и куртки. (Красноуфимский район).

Изделия из пластовой бересты в свою очередь можно классифицировать по способу соединения пластов на сшивные, клееные и с замковым соединением. Туеса следует отнести к пластовым изделиям (изредка можно встретить туески с плетеными рубашками).

В середине XIX столетия, одновременно с развитием тагильского подносного промысла, начали расписывать и бураки. Салдинские бурачники производили от пятнадцати до двадцати тысяч бураков в год, продавали их на Нижегородской, Ирбитской ярмарках.

Производством бураков в Нижней Салде занималось несколько семей старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Екатеринбурга, Нижней Салды, Нижнего Тагила и Москвы – Иван Филиппович Масленников, он принадлежал к старообрядцам–беспоповцам, которых в Салде называли «пахтеями».

Нижнесалдинские бураки относятся к расписным, с замковым соединением. Чаще всего это небольшие, объемом от 0,5 до 2 литров туески с выпуклой деревянной крышкой. Соотношение ширины и высоты не превышает 1:1,5 , что делает их пропорции приземистыми. Туески кажутся коренастыми, очень устойчивыми, среди них не встретишь высоких с пропорциями 1:2 которые более характерны для районов Северной Двины. Крышка и донце нижнесалдинского туеса изготовлены из кедровой древесины. Крышка сильно выпуклая наружу, образует над бураком подобие  купола. Завершает внешний облик – ручка выгнутая большой крутой дугой. Ручка сделана из сухой, гнутой  черемуховой щепы и закреплена на внутренней поверхности крышки палочкой-клинышком. Крышка так плотно подогнана к туесу, что даже наполненным его можно нести, держа за ручку на крышке.    

туес.jpg

В отличие от артельного производства бураков в Нижнем Тагиле, в Нижней Салде это было семейным делом: мужчины изготовляли бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это и повлияло на своеобразие нижнесалдинского промысла, на отсутствие сильного влияния на него композиционных и живописных особенностей и технических приёмов подносной росписи Нижнего Тагила.

Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. Нижнесалдинская роспись бураков родственна нижнетагильской росписи подносов, но по ряду признаков ближе к уральской домовой росписи, в которой преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции нижнесалдинского букета скромнее, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на тагильском.

Типичная композиция нижнесалдинской росписи на бураках – наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета Нижнесалдинской росписи – «веточки» снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму.

Основные мотивы росписи букетов: наклонный букет S–образной формы; прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя–пятью маленькими цветочками; «вертушка» – веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре.

В начале XX века этот промысел начал исчезать. Изменились вкусы, предпочтение стали отдавать шпатлёванным и окрашенным буракам с переводными картинками. А с 30–х годов вообще перешли на бидоны и банки, так как стали считать, что берестяная посуда негигиенична.

Внешний облик берестяных изделий нижнесалдинского промысла можно восстановить по музейным образцам. Благодаря В.А. Бессонову – мастеру из Нижней Салды, у нас появилась возможность проследить всю технологическую цепочку изготовления туеса, увидеть специфику инструментов, тонкости и хитрости приемов работы мастера.

Виктор Александрович Бессонов – выходец семьи потомственных рабочих работает уже более 30 лет. Его туески пополнили музейные коллекции и несут скромную службу на кухнях друзей и знакомых. В работах Виктора Александровича четко просматриваются  стилистические особенности, присущие местной традиции: пропорции, технологические приемы, способ изготовления крышки с ручкой, и способ изготовления замка. Как настоящий народный мастер Виктор Александрович имеет своих учеников: ребята по собственной инициативе приходящие в его мастерскую осваивают приемы мастерства, помогают, пробуют свои силы в самостоятельных работах. Весь процесс изготовления бурака ведется вручную, повторяя приемы и технологические операции, отработанные столетиями до совершенства. И хотя мастерская Виктора Александровича сегодня единственная в Нижней Салде, можно говорить о бытовании традиционного мужского промысла.

Современные мастерские изготавливают сувенирные клееные туески, причем клеем крепится не только наружный слой «рубашка» но и внутренняя часть, что делает невозможным использование бурака для пищевых продуктов и воды. Утрата технологической достоверности ведет к потере утилитарной функции, а со временем – и к изменению внешнего облика произведения. Исчезает изящный «замок». Вклеенное донце не требует утолщенных бортиков, поэтому форма сувенирного туеса постепенно упрощается до простого цилиндра.

Восстановление каждого шага технологической цепочки является условием возрождения народного промысла, как целостного художественного явления национальной культуры. 

По материалам Интернета

 

Бурачный промысел на Салдинских заводах

С приходом на Урал русских и строительством заводов крестьяне принесли сюда умения и навыки различных ремесел. Собственные крепостные, переведенные из Центральной России, составили полный штат Нижнесалдинского завода. Поэтому жизненный уклад и различные ремесла, бытовавшие в Салде, повторяли общерусские традиции.

В 1850 году в Нижней Салде промысловые свидетельства имели 11 человек (все из разряда вечноотданных). Семь человек из этого числа занимались производством бураков. Спрос на бураки был постоянным. В каждой семье было не менее десятка бураков, в которых хранили молоко, сметану, различные жидкие и сыпучие продукты, делали засолы. Каждый крестьянин, переведенный на завод, умел делать эти и другие предметы домашнего обихода. Но для их изготовления нужно время, инструменты и сырье. Став мастеровым, бывший крестьянин уже утрачивал частично ремесленные навыки и ему было выгоднее купить качественный бурак, чем сделать самому. Производством бураков на продажу в основном и занимались те, кто был ближе к сырью — углежоги.

Заготовка сырья для бураков совпадала по времени с заготовкой дров на выжиг угля. Для большинства углежогов этот промысел был подсобным. Спрос в заводском поселке был постоянным, и поэтому выделилась группа ремесленников, для которых он стал основным промыслом. Для производства бураков необходим тип березы северной, которая любит равнинные, слегка влажные леса. Нижнесалдинская лесная дача, расположенная в более равнинной местности, чем Нижнетагильская, обладала большим запасом сырья, тогда как в Нижнем Тагиле к середине XIX века уже наблюдались трудности с сырьем для бураков.

Заготовкой сырья бурачники занимались сами, но в связи с ограниченностью срока заготовок (одна-две недели) им приходилось прикупать сырье. Много сырья заготавливалось в районе реки Салды (Прокопьевской), и многие из жителей этого района во второй половине XIX века заготавливали бересту для салдинских бурачников (лес в казенной даче стоил дешевле, и еще до отмены крепостного права нижнесалдинские бурачники брали бересту в деревнях Буксино, Злыгостево и др.). К концу столетия в том районе возник третий бурачный промысел в Верхотурском уезде. Таким образом, можно считать, что нижнесалдинские бурачники заложили основу бурачному промыслу в Красногорской волости.

Производством бураков в Нижней Салде занималось несколько семей старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Екатеринбурга, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Москвы – Иван Филиппович Масленников, он принадлежал к старообрядцам – беспоповцам, которых в Салде называли «пахтеями».

туеса.jpg

Это было семейным делом: мужчины изготовляли бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Салдинские бурачники производили от пятнадцати до двадцати тысяч бураков в год.

Во второй половине XIX века в разные годы производством бураков занималось от 15 до 22 семей. Вначале бураки украшались тиснением, а во второй половине XIX столетия их, вслед за тагильчанами, стали красить. Красили бураки женщины (писарихи), и в каждой семье были свои излюбленные сюжеты и своя манера росписи. К началу XX столетия вкусы изменились, и лучшими стали считаться шпаклеванные бураки с переводными картинками. Многие бурачные заведения Нижнего Тагила в угоду вкусу изменили свой ассортимент, а салдинцы продолжали красить от руки бураки "крестьянского" типа. Шпаклеванные бураки с переводными картинками стоили в два раза дороже крашеных бураков "крестьянского" типа.

Спрос на бураки был постоянным, и бурачники сами продавали их на различных ярмарках, не только в округе, но и по всему Уралу и даже в Нижнем Новгороде. Кустари не чужды были и славе — принимали участие в выставках, хотя это участие обходилось недешево. Федор Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге. Лука Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1902 года в Петербурге. Яким Осипович Чернов — участвовал в выставке 1908 года.

туеса1.jpg

В начале XX столетия Нижняя Салда стала самым большим центром в Верхотурском уезде по производству расписных бураков "крестьянского" типа. Здесь производством бураков занималось около 30 семей. А в это же время в Нижнем Тагиле работало 5 бурачных заведений, специализирующихся на покупке белых бураков и производстве из них большей частью шпаклеванных с переводными картинками.

Революционные потрясения начала XX столетия, войны, репрессии сократили количество кустарей в Нижнесалдинском заводском поселке. Процесс раскулачивания и нетерпимая политика к тем, кто "обогащался" за счет каких-либо приработков, извели кустарей не столько физически, сколько "пристращали робить".

Из воспоминаний салдинского краеведа Трифонова Д.П.

 

Вот такой замечательный и нужный промысел существовал у нас на малой Родине! В наше время, внешний облик берестяных изделий нижнесалдинского промысла, после проведения глубокого исследования, восстанавливают по музейным образцам: в  Нижней Салде мастер - Виктор Александрович Бессонов, а в Верхней Салде семья Деевых. С  семьёй Деевых, я имею счастье быть лично знакомой. Двадцать  пять лет назад, я училась у этих талантливых педагогов, в художественной школе. И именно в то время, видела зарождение интереса и первые шаги, в освоении бурачного промысла, моих преподавателей. 

Деев.jpg Деева О..jpg

Виталий Афанасьевич изготовляет бураки, а его жена Ольга Генриховна и дочь Марина Витальевна расписывают. После долгой и кропотливой работы им удалось вернуть к жизни этот старинный промысел. Резные и расписные бураки Деевых побывали на многих выставках и получили высокую оценку специалистов.

Лунева Л.В., преподаватель школы №2, Верхняя Салда

 

Продолжение темы следует


  • -1

#2 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 31 Декабрь 2015 - 11:03

Демидовский металл "Старый соболь"

Наша справка: Единственным способом получения железа в XVIII веке все еще оставался кричный процесс. Технология его такова: чугун нагревали и обезуглероживали в горне, а потом обрабатывали так называемыми кричными боевыми молотами. С частотой 76 ударов в минуту эти 20-пудовые «молоточки» плющили крицу, выдавливая, точнее, выбивая из нее все «соки»-шлаки. На профессиональном жаргоне это называлось «отжимать крицу». «Досуха отжатая» крица вновь подогревалась и вытягивалась, проковывалась под молотом в полосовое и связное железо. Первое обычно шло на продажу. Поэтому испытывалось на добротность особенно придирчиво: ведь ему предстояло нести по свету клеймо с изображением соболя и литерами С.С.Н.А.Д — статский советник Никита Акинфиевич Демидов.

клеймо.jpg

Марка уральского железа с таким клеймом, получившая название «Старый соболь», завоевала всемирную известность и признание. Изображение гибкого пушистого зверька несло в себе глубокий смысл: железо «доброе и мягкое», как соболий мех. Уральскую продукцию с «соболиной маркировкой» демидовских заводов зарубежные потребители предпочитали всякой другой. Что, конечно же, раздражало иностранных конкурентов, вызывало у них неприкрытую зависть. Случалось, они попадались, как говорится, с поличным за постыдным занятием: подделкой демидовского знака.

Так, например, в 1833 году в департамент внешней торговли Российской Империи поступило донесение одного из русских консулов, что на Ионических островах — важном перевалочном пункте международной торговли железом — решительно предпочитают русский металл английскому и всякому иному. И вот английские и австрийские заводчики, сообщал консул, стали обманывать торговцев-покупателей, «подделывая клеймо, которое кладется на русском железе после первой отковки».

металл с маркой старый соболь.jpg

Удивительные качества уральского металла, из которого в холодном виде можно было вязать тройные(!) узлы, не раз по достоинству оценивались на авторитетных международных выставках. Например, на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году уральские мастера железных дел получили три бронзовые медали. А на такой же в Париже в 1867 году они удостоились уже золотых наград. И даже через 10 лет после этой победы, когда горнозаводской Урал вступил в полосу первого экономического кризиса, заводы Тагильского горно-заводского округа, куда входили и Салдинские заводы, не нарушил своих традиций и сумел удержать качество своей продукции на верхней отметке.

В 1878 году это убедительно подтвердила Всемирная выставка в Париже. На ней тогда «старый соболь» пережил настоящий триумф: ему присудили высшую награду — Гран-при!

По материалам В. Васютинского, «Нижний Тагил. 285 лет»

 

Из истории производства железнодорожных рельс в Нижней Салде

Салдинский металлургический завод за четверть тысячелетия выпустил, наверное, не одну тысячу наименований различных изделий. Одним из значимых продуктов, выпускавшихся на заводе в Нижней Салде во второй половине XIX - начале XX века были железнодорожные рельсы.

Обстоятельства, способствовавшие производству стальных железнодорожных рельс на Салдинском железоделательном заводе в Нижней Салде.

н.с. завод.jpg

Первые заводские железные дороги на конной тяге существовали еще в начале 18 века. В середине 19 века бурными темпами пошло развитие нового вида транспорта. Началось строительство железных дорог по всей России. Потребовалось большое количество железных и стальных рельсов. Вначале они завозились из-за границы, что обходилось казне очень дорого. Это обстоятельство привело к развитию рельсопрокатного производства на Урале.

Производство рельсов на Урале вначале было осуществлено на демидовском Нижнесалдинском чугуноплавильном и железоделательном заводе. В 1851-1855 годах управителем завода Я.С. Колногоровым впервые на Урале освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. Позднее, в начале 1870-х годов, Константин Павлович Поленов на Нижнесалдинском заводе впервые применил термообработку головки рельсов. По сути, обработка, предложенная К. П. Поленовым, используется и в настоящее время. «При регламентированном быстром охлаждении рельсов (закалке) формирование структуры в головке рельсов происходит в результате перлитного превращения и полностью исключается протекание мартенситного или бейнитного превращений даже в головке рельса».

В 1859 году в Нижней Салде было произведено 4756000 пудов рельсов, что составляло более 43% всей продукции Демидовских заводов.

В 1880-х годах на заводе организовано массовое производство стальных рельсов. Прокат железных (пудлинговых) рельсов прекращен.

В 1901 году на Салдинском заводе был пущен в действие новый прокатный цех, строительство которого началось в 1896 году. В новом цехе было установлено самое современное оборудование - прокатно-реверсивная машина мощностью в 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы прокатывались за 7 проходов, против 9 - 10 проходов на остальных уральских заводах.

 

Железнодорожные рельсы Салдинского металлургического завода

Производство рельс, большой процент которых производилось на Нижнесалдинском заводе, приносило Демидовым хорошую прибыль. Цена на них к концу XIX века была запредельной. Но и производство самих рельс оставалось дорогим удовольствием, поэтому клеймение рельсов являлось своеобразным знаком качества и рекламой одновременно.

При рекламировании своей продукции Павел Демидов ухитрился вставить в клеймо даже цену, например: "ДЕМИДОВА Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей". Чтобы вызвать благосклонность железнодорожного начальства при заказе на рельсы, поступавшем с казённых железных дорог, то перед клеймом производителя ставилась аббревиатура отделения магистрали. В итоге, для строительстве Транссиба, большая часть рельс, в том числе и салдинские рельсы, были произведены на уральских демидовских заводах.

После пуска в 1875 году в Нижней Салде крупного бессемеровского цеха К.П. Поленов модернизировал технологию производства стали, что привело к созданию "русского способа бессемерования". Переход на бессемеровский металл при производстве рельсов на Нижнесалдинском заводе был осуществлен в 1880-е годы, о чем свидетельствуют клейма, имеющиеся на сохранившихся старых рельсах, использовавшихся до недавного времени в качестве пасынков для деревянных столбов линий электропередач в Нижней Салде. Много таких пасынков было на воздушной линий связи МПС вдоль железной дороги Нижний Тагил - Нижняя Салда, Нижняя Салда - Алапаевск. В 2000-х годах эта линия была полностью демонтирована (ушла в кабель), а исторические рельсы сданы в металлолом.

Примеры надписей на клеймах демидовских рельсов: ДЕМИДОВА НТЗ VII 1882 БЕССЕМ и ДЕМИДОВА НТЗ VIII 1883 СТАЛ. Расшифровка надписи: Демидовские Нижнетагильские заводы, месяц и год выпуска, а согласно надписям "бессем" на рельсе 1882 года и "стал" на рельсе 1883 года, можно считать, что рельс 1883 года произведен из бессемеровской стали.

 

рельсы.gif

На фото железнодорожные рельсы 1902 и 1903 годов выпуска

 

Химический состав стальных рельсов произведенных на Нижнесалдинском заводе во второй половине XIX в.

В металлургической плавке по правилам конца XIX - начала XX в. содержание углерода в рельсовом металле должно быть не менее 0,4 %, а фосфора не более 0,1 %. Химический анализ мартеновского металла образцов Нижнесалдинских рельсов выпуска 1878 и 1883 годов свидетельствует, что они удовлетворяют этим условиям. В образцах содержится незначительное количество примесей и, что особенно важно, фосфора и серы. Содержание меди от 0,18 до 0,27 %, типично для металла, выплавленного с использованием природнолегированных медью уральских руд.

В некоторых образцах содержится несколько повышенное количество хрома более 0,1 % и марганца до 1 % и кремния до 0,5 %, что может быть связано с добавкой металлолома и ферромарганца при перегреве чугуна перед его продувкой. Известно, что при перегреве чугуна в отражательной печи добавляли до 25 % железных обрезков в зависимости от качества чугуна.

Салдинские стальные железнодорожные рельсы, производимые 100 лет назад, в самом начале ХХ века, очень близки по своему химическому составу современным рельсам.

Рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога Москва-Санкт-Петербург-Варшава построена из нижнесалдинских рельсов. В 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге применялись также нижнесалдинские рельсы.

Массовое производство стальных рельсов из бессемеровского металла на Нижнесалдинском заводе продолжалось до начала XX века.

В заключение отметим, что демидовские рельсы после их двадцатилетней работы продавались на лом для последующей переделки в листовое железо и были на 20 % дороже, чем новые английские рельсы, а транссибирские рельсы позже были сняты с магистральных участков как старогодные и уложены на рокадных и узкоколейных линиях. Известно, что в середине XX века их укладывали при строительстве железной дороги от Салехарда до Уренгоя.

поленов.jpg

Опыт уральских металлургов Константина Павловича Поленова и Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло, много лет проработавших на заводе в Нижней и Верхней Салде, до сих пор служит надежной основой для создания современной качественной стали.

По материалам сайта «Салдинская история.РФ»

 

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных