Легендарные салдинские бренды
На территории Салдинского края на протяжении всей его истории, вплоть до сегодняшних дней, производили и производят великолепные продукты питания и высококачественный ширпотреб. Цель этой серии публикаций - вспомнить о них и в очередной раз испытать чувство гордости за наших салдинских мастеров.
Салдинские расписные бураки
В качестве справки: Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры. Другое название бурака – туес. Туеса в прошлом изготавливались и применялись в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье и Сибири. Туеса применяли для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. Размеры туесов были различны – самыми маленькими пользовались рыбаки, хранили в них наживку, в самых больших мог спрятаться человек. Основой берестяного туеса является «сколотень» – внутренний неразрезанный слой туеса цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты – рубашка закреплял на туесе обручи, держащие донце и крышку. Рубашку туеса изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом – «замком» или сшивали и украшали. Способы украшения берестяных туесов были весьма разнообразны – аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись.
Бурачный промысел возник в Нижней Салде из потребности населения в посуде. В 1760 году Никитой Акинфиевичем Демидовым Нижнесалдинский был основан завод. Населенные пункты, как правило, формировались вокруг горных или металлургических заводов. Параллельно с промышленным развитием горного и металлургического дела формировался и особый, специфический набор сопутствующих ремесел и промыслов.
На Урале возникли и получили распространение не только народные промыслы, напрямую связанные с горной и металлургической промышленностью. Традиционно уральский заводской люд получал существенную прибавку «к столу» активно используя доступные и обильные богатства нашей природы: грибы, ягоды, орехи, дичь и рыбу. Естественно, что такая форма хозяйствования требовала наличия специального снаряжения и посуды. Поэтому в традиционном укладе старинных уральских городков-заводов прочно заняли свое место промыслы, связанные с изготовлением берестяной утвари.
Быстрое развитие и распространение промысла стало возможным, в немалой степени, из-за обилия бересты. Ведь для металлургического производства в больших объёмах требовался древесный уголь, который вырабатывался путём пережигания берёзовых стволов. Так, бурачный промысел стал попутным промыслу углежогов.
Среди предметов народного бытового искусства берестяные бураки по праву занимают значительное место. Наиболее обширными и интересными коллекциями берестяных изделий располагают музеи центральных и северных регионов России. Именно на Европейском Севере и в Сибири данный промысел имеет древнюю историю, а берестяные изделия – широкий диапазон использования от кухонной посуды до обуви и одежды, от крупных санных коробов и кошевок до карманных солонок.
Берестяные изделия можно подразделить на плетенные и изготовленные из целого пласта бересты. Основу плетенных составляют длинные ленты, полученные путем спирального срезания бересты со ствола дерева. Наиболее широко известны среди них – плетеные лапти, корзины, заплечные короба. На Урале встречались и использовались даже берестяные плащи и куртки. (Красноуфимский район).
Изделия из пластовой бересты в свою очередь можно классифицировать по способу соединения пластов на сшивные, клееные и с замковым соединением. Туеса следует отнести к пластовым изделиям (изредка можно встретить туески с плетеными рубашками).
В середине XIX столетия, одновременно с развитием тагильского подносного промысла, начали расписывать и бураки. Салдинские бурачники производили от пятнадцати до двадцати тысяч бураков в год, продавали их на Нижегородской, Ирбитской ярмарках.
Производством бураков в Нижней Салде занималось несколько семей старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Екатеринбурга, Нижней Салды, Нижнего Тагила и Москвы – Иван Филиппович Масленников, он принадлежал к старообрядцам–беспоповцам, которых в Салде называли «пахтеями».
Нижнесалдинские бураки относятся к расписным, с замковым соединением. Чаще всего это небольшие, объемом от 0,5 до 2 литров туески с выпуклой деревянной крышкой. Соотношение ширины и высоты не превышает 1:1,5 , что делает их пропорции приземистыми. Туески кажутся коренастыми, очень устойчивыми, среди них не встретишь высоких с пропорциями 1:2 которые более характерны для районов Северной Двины. Крышка и донце нижнесалдинского туеса изготовлены из кедровой древесины. Крышка сильно выпуклая наружу, образует над бураком подобие купола. Завершает внешний облик – ручка выгнутая большой крутой дугой. Ручка сделана из сухой, гнутой черемуховой щепы и закреплена на внутренней поверхности крышки палочкой-клинышком. Крышка так плотно подогнана к туесу, что даже наполненным его можно нести, держа за ручку на крышке.
В отличие от артельного производства бураков в Нижнем Тагиле, в Нижней Салде это было семейным делом: мужчины изготовляли бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это и повлияло на своеобразие нижнесалдинского промысла, на отсутствие сильного влияния на него композиционных и живописных особенностей и технических приёмов подносной росписи Нижнего Тагила.
Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. Нижнесалдинская роспись бураков родственна нижнетагильской росписи подносов, но по ряду признаков ближе к уральской домовой росписи, в которой преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции нижнесалдинского букета скромнее, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на тагильском.
Типичная композиция нижнесалдинской росписи на бураках – наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета Нижнесалдинской росписи – «веточки» снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму.
Основные мотивы росписи букетов: наклонный букет S–образной формы; прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя–пятью маленькими цветочками; «вертушка» – веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре.
В начале XX века этот промысел начал исчезать. Изменились вкусы, предпочтение стали отдавать шпатлёванным и окрашенным буракам с переводными картинками. А с 30–х годов вообще перешли на бидоны и банки, так как стали считать, что берестяная посуда негигиенична.
Внешний облик берестяных изделий нижнесалдинского промысла можно восстановить по музейным образцам. Благодаря В.А. Бессонову – мастеру из Нижней Салды, у нас появилась возможность проследить всю технологическую цепочку изготовления туеса, увидеть специфику инструментов, тонкости и хитрости приемов работы мастера.
Виктор Александрович Бессонов – выходец семьи потомственных рабочих работает уже более 30 лет. Его туески пополнили музейные коллекции и несут скромную службу на кухнях друзей и знакомых. В работах Виктора Александровича четко просматриваются стилистические особенности, присущие местной традиции: пропорции, технологические приемы, способ изготовления крышки с ручкой, и способ изготовления замка. Как настоящий народный мастер Виктор Александрович имеет своих учеников: ребята по собственной инициативе приходящие в его мастерскую осваивают приемы мастерства, помогают, пробуют свои силы в самостоятельных работах. Весь процесс изготовления бурака ведется вручную, повторяя приемы и технологические операции, отработанные столетиями до совершенства. И хотя мастерская Виктора Александровича сегодня единственная в Нижней Салде, можно говорить о бытовании традиционного мужского промысла.
Современные мастерские изготавливают сувенирные клееные туески, причем клеем крепится не только наружный слой «рубашка» но и внутренняя часть, что делает невозможным использование бурака для пищевых продуктов и воды. Утрата технологической достоверности ведет к потере утилитарной функции, а со временем – и к изменению внешнего облика произведения. Исчезает изящный «замок». Вклеенное донце не требует утолщенных бортиков, поэтому форма сувенирного туеса постепенно упрощается до простого цилиндра.
Восстановление каждого шага технологической цепочки является условием возрождения народного промысла, как целостного художественного явления национальной культуры.
По материалам Интернета
Бурачный промысел на Салдинских заводах
С приходом на Урал русских и строительством заводов крестьяне принесли сюда умения и навыки различных ремесел. Собственные крепостные, переведенные из Центральной России, составили полный штат Нижнесалдинского завода. Поэтому жизненный уклад и различные ремесла, бытовавшие в Салде, повторяли общерусские традиции.
В 1850 году в Нижней Салде промысловые свидетельства имели 11 человек (все из разряда вечноотданных). Семь человек из этого числа занимались производством бураков. Спрос на бураки был постоянным. В каждой семье было не менее десятка бураков, в которых хранили молоко, сметану, различные жидкие и сыпучие продукты, делали засолы. Каждый крестьянин, переведенный на завод, умел делать эти и другие предметы домашнего обихода. Но для их изготовления нужно время, инструменты и сырье. Став мастеровым, бывший крестьянин уже утрачивал частично ремесленные навыки и ему было выгоднее купить качественный бурак, чем сделать самому. Производством бураков на продажу в основном и занимались те, кто был ближе к сырью — углежоги.
Заготовка сырья для бураков совпадала по времени с заготовкой дров на выжиг угля. Для большинства углежогов этот промысел был подсобным. Спрос в заводском поселке был постоянным, и поэтому выделилась группа ремесленников, для которых он стал основным промыслом. Для производства бураков необходим тип березы северной, которая любит равнинные, слегка влажные леса. Нижнесалдинская лесная дача, расположенная в более равнинной местности, чем Нижнетагильская, обладала большим запасом сырья, тогда как в Нижнем Тагиле к середине XIX века уже наблюдались трудности с сырьем для бураков.
Заготовкой сырья бурачники занимались сами, но в связи с ограниченностью срока заготовок (одна-две недели) им приходилось прикупать сырье. Много сырья заготавливалось в районе реки Салды (Прокопьевской), и многие из жителей этого района во второй половине XIX века заготавливали бересту для салдинских бурачников (лес в казенной даче стоил дешевле, и еще до отмены крепостного права нижнесалдинские бурачники брали бересту в деревнях Буксино, Злыгостево и др.). К концу столетия в том районе возник третий бурачный промысел в Верхотурском уезде. Таким образом, можно считать, что нижнесалдинские бурачники заложили основу бурачному промыслу в Красногорской волости.
Производством бураков в Нижней Салде занималось несколько семей старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. Самый известный из них, чьи бураки хранятся в музеях Екатеринбурга, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Москвы – Иван Филиппович Масленников, он принадлежал к старообрядцам – беспоповцам, которых в Салде называли «пахтеями».
Это было семейным делом: мужчины изготовляли бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Салдинские бурачники производили от пятнадцати до двадцати тысяч бураков в год.
Во второй половине XIX века в разные годы производством бураков занималось от 15 до 22 семей. Вначале бураки украшались тиснением, а во второй половине XIX столетия их, вслед за тагильчанами, стали красить. Красили бураки женщины (писарихи), и в каждой семье были свои излюбленные сюжеты и своя манера росписи. К началу XX столетия вкусы изменились, и лучшими стали считаться шпаклеванные бураки с переводными картинками. Многие бурачные заведения Нижнего Тагила в угоду вкусу изменили свой ассортимент, а салдинцы продолжали красить от руки бураки "крестьянского" типа. Шпаклеванные бураки с переводными картинками стоили в два раза дороже крашеных бураков "крестьянского" типа.
Спрос на бураки был постоянным, и бурачники сами продавали их на различных ярмарках, не только в округе, но и по всему Уралу и даже в Нижнем Новгороде. Кустари не чужды были и славе — принимали участие в выставках, хотя это участие обходилось недешево. Федор Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1887 года в Екатеринбурге. Лука Васильевич Масленников — участвовал в выставке 1902 года в Петербурге. Яким Осипович Чернов — участвовал в выставке 1908 года.
В начале XX столетия Нижняя Салда стала самым большим центром в Верхотурском уезде по производству расписных бураков "крестьянского" типа. Здесь производством бураков занималось около 30 семей. А в это же время в Нижнем Тагиле работало 5 бурачных заведений, специализирующихся на покупке белых бураков и производстве из них большей частью шпаклеванных с переводными картинками.
Революционные потрясения начала XX столетия, войны, репрессии сократили количество кустарей в Нижнесалдинском заводском поселке. Процесс раскулачивания и нетерпимая политика к тем, кто "обогащался" за счет каких-либо приработков, извели кустарей не столько физически, сколько "пристращали робить".
Из воспоминаний салдинского краеведа Трифонова Д.П.
Вот такой замечательный и нужный промысел существовал у нас на малой Родине! В наше время, внешний облик берестяных изделий нижнесалдинского промысла, после проведения глубокого исследования, восстанавливают по музейным образцам: в Нижней Салде мастер - Виктор Александрович Бессонов, а в Верхней Салде семья Деевых. С семьёй Деевых, я имею счастье быть лично знакомой. Двадцать пять лет назад, я училась у этих талантливых педагогов, в художественной школе. И именно в то время, видела зарождение интереса и первые шаги, в освоении бурачного промысла, моих преподавателей.
Виталий Афанасьевич изготовляет бураки, а его жена Ольга Генриховна и дочь Марина Витальевна расписывают. После долгой и кропотливой работы им удалось вернуть к жизни этот старинный промысел. Резные и расписные бураки Деевых побывали на многих выставках и получили высокую оценку специалистов.
Лунева Л.В., преподаватель школы №2, Верхняя Салда
Продолжение темы следует