ГОРБУНОВ Виктор Степанович (род.1940 г.), ветеран Вооруженных Сил РВСН, ветеран Тагильской ракетной дивизии, Почетный гражданин ЗАТО Свободный
Кавалер ордена Красной Звезды, полковник в отставке Виктор Горбунов, более 32 лет прослуживший в рядах Вооруженных Сил, по отзывам ракетчиков Тагильской дивизии, – «живая легенда», «ходячая энциклопедия РВСН» и летописец соединения в одном лице.
После окончания Кусинской школы Виктор Горбунов рассчитывал связать судьбу с авиацией. В 1957 году поступил в Пермское (тогда еще Молотовское) военное авиационно-техническое училище. Изучал стратегический бомбардировщик Ту-16, истребитель МиГ-19. Но в начале 1960 года в училище прибыл представитель Главного штаба ВВС и, обращаясь к выпускникам, объявил: «Забудьте об авиации – вас ждут ракетные войска».
Несколькими месяцами позже лейтенант Горбунов, «вооруженный» азами по теории ракетной техники, прибыл к месту предписания – в город Нижний Тагил. Формирование будущей части ракетчиков велось на базе танкового учебного полка.
- Нас в училище предупреждали о неразглашении цели приезда в таежный Урал, – рассказывает Виктор Степанович. – Потому, оказавшись на нижнетагильском вокзале, я первым делом направился к патрулю – мол, как до части добраться? Патрульные лишь руками развели. Зато проходившая мимо женщина, вмешавшись в разговор, «просветила»: «Садись, сынок, в автобус, который идет на Выю (район Нижнего Тагила), – там вас формируют».
И в курьезности ситуации, как оказалось, не было ничего удивительного. В те дни на городских улицах можно было встретить не только местных офицеров-танкистов, но и невесть откуда появившихся артиллеристов, представителей Военно-воздушных сил и даже Военно-морского флота. Причем изначальный состав формируемой 202-й ракетной бригады на 90 процентов состоял из лейтенантов.
На самой стартовой площадке лейтенант Горбунов впервые оказался летом 1961 года. «То ли 10-сантиметровый слой пыли, то ли непролазная после дождей грязь сопровождали нас на каждом шагу – мы по 10-12 часов топтали это месиво, – вспоминает первые месяцы грандиозной стройки ветеран дивизии. – Самым ходовым предметом обмундирования для нас стали резиновые сапоги. Искать их в нижнетагильских магазинах было бесполезно. Лично мне пару сапог прислал отец из дома».
Питались офицеры на общих основаниях в строительной столовой. По рассказу Виктора Горбунова, на завтраке еще везло: в очереди к раздаче приходилось стоять «всего лишь по 30-40 минут». Зато в обед – по полтора часа и дольше. «И еще не знаешь, что тебе достанется – только первое или второе: столько было народу, что повара не успевали готовить на всех», – поясняет Горбунов. Неудивительно, ведь на возведении объекта трудились около 12 тыс. строителей.
Первые бетонные дороги стали появляться несколько позже, когда в полную силу заработал собственный бетонный завод. До того передвижение автотехники проходило по лежневке – связанным между собой на определенном расстоянии бревнам. Причем движение было односторонним и партиями: либо туда, либо оттуда. Машина, соскользнувшая с лежневки, тут же спихивалась в кювет, чтобы не задерживала движение.
Но и с появлением бетонных дорог легче не стало. Цементно-известковая смесь все той же «подушкой» скрывала проезжую часть. Кто-то из инженеров посчитал, что в годы строительства дорог «тагильского объекта» было израсходовано столько бетона, что его хватило бы на возведение города с 30-тысячным населением. Но кто брал во внимание тонны бетона, когда речь шла о стратегической безопасности государства? Под этот тезис подпадало все, в том числе и сроки сдачи площадок. «Давай, давай, давай!» – было девизом каждого дня. Что в свою очередь порой приводило к проблемам. Виктор Горбунов вспоминает, как однажды на площадке ракета и установщик с тягачом буквально вздыбились в виде латинской буквы V после того, как из не схватившегося еще бетонного основания их масса «с корнем» вырвала анкерные узлы.
Но цель, ради которой все затевалось, приближалась с каждым днем. И 31 октября 1961 г. под Нижним Тагилом первые стартовые дивизионы полков, вооруженные ракетным комплексом Р-16, заступили на боевое дежурство.
- Я помню, – рассказывает Виктор Горбунов, – как один из офицеров, впервые глядя снизу вверх на нацеленную в зенит ракету, вдруг закричал: «Она же падает!» Настолько было нам все в новинку, что даже иллюзия на фоне плывущих облаков вызывала обостренные восприятия.
Хотя, наверно, не острее тех, что довелось испытать уральским ракетчикам в следующем, 1962 году. В период Карибского кризиса все стартовые дивизионы соединения впервые были переведены в состояние повышенной боевой готовности.
В ряду других значимых вех уральской дивизии ветеран РВСН отмечает первый в СССР учебно-боевой пуск межконтинентальной баллистической ракеты из шахты с пункта постоянной дислокации (это произошло в апреле 1964-го, спустя два с половиной года после первого доклада о заступлении на боевое дежурство). Освоение в конце 70-х годов прошлого столетия уникального подвижного ракетного комплекса РСД-10 «Пионер» и перевооружение соединения в 1987 г. (опять же первыми в РВСН) на подвижной грунтовый ракетный комплекс «Тополь». И конечно, присвоение в 1999 г. дивизии почетного наименования Тагильская.
За истекшие десятилетия личный состав уральского ракетного соединения более 40 раз провел учебно-боевые пуски стратегических ракет, последний раз – в 2007 году на оценку «отлично».
Горбунов В.С. прошел долгий путь от начальника расчета подготовки и пуска до заместителя командира дивизии по вооружению. Ему лично доводилось запускать ракеты на учениях, в том числе и с космодрома Байконур. С 1993 года в должности председателя Совета ветеранов Тагильской дивизии.
Звание «Почетный гражданин МО ЗАТО Свободный» ГОРБУНОВУ Виктору Степановичу присвоено на основании решения комиссии по присвоению звания «Почетный гражданин муниципального образования ЗАТО Свободный» (протокол №1 от 26 января 2004 года).
Продолжение следует