Перейти к содержимому


Фотография

Свадебный Обряд. Как Это Было В Салде Начале Хх Века


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 14 Октябрь 2015 - 16:54

Свадебный обряд.

Как это было в Салде начале ХХ века

За минувшие сто лет  многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня мы расскажем о том, какие свадебные традиции существовали в Салдинском крае в начале ХХ  века…

свадьба.jpg

В начале прошлого века, когда салдинский парень хотел жениться, он об этом ставил в известность своих родителей и рассказывал им, на ком он хочет жениться и кто эта девушка. Если родители были согласны на брак с выбранной им девушкой, они шли или ехали к ее родителям "сватать" невесту.

Обычно родители парня брали с собой бутылку водки. Если родители девушки были согласны на брак, все садились за стол, выпивали, договаривались о дне свадьбы и о том, кто покупает обручальные кольца и что жених дарит невесте - платье или хороший головной платок, или то и другое. Родители невесты в свою очередь должны были приготовить к свадьбе «горку» сундуков, постель, шторы к окнам и дверям, половики, полотенца и скатерти на столы и т.д.  Если же родители парня получали отказ от родителей девушки, то в народе в этом случае говорили: "Уехали, или ушли с шестом", "Получили шест".

В день свадьбы за приданым к невесте ездили на лошадях шафера и постельные свахи. Шафера -  это самые близкие друзья жениха, а свахи – его молодые тетки. Шафера одевали через плечо широкие белые ленты с завязанным бантом, на который прикалывался белый стеариновый цветок.

У невесты в доме, перед приездом за приданым, за стол садили младшего брата с кнутом в руке, который должен взять выкуп за приданое. Он ставил условие: "У стола есть середина стола и четыре угла, приданое отдам тогда, когда положите на каждый угол по рублю, а на середину - бочку вина», и т.п. Шафера обязаны были рассчитаться, отдав, быть может, и не столько сколько запросят. После этого, дружки и свахи выносили из дома невесты «горку» сундуков с приданным и все  то, что не вместилось в сундуки (кровать, перину и т.п.) и укладывали на повозки. «Горка» состояла из пяти-шести сундуков (когда они были пустые, то их складывали один в другой, как матрешки).  Были они разной стоимости, обитые черной жестью - подешевле, «мороженой» белой жестью - подороже. У каждого сундука был внутренний замок с мелодичным звоном, а также имелась накладка для наружного висячего замка. Продавались они в магазинах, а изготовлялись в Петрокаменске в частной сундучной мастерской.

После церемонии с выкупом, шафера и свахи везли приданое в дом к жениху. И когда  въезжали во двор, кучер садился на приданое и не отдавал его без выкупа. Здесь родители жениха обязаны были вынести на подносе чарку водки с закуской и носовой платок, которым кучер после выпивки должен был привести себя в порядок и взять себе. Только после этого он слезал с приданого и разрешал вносить его в дом. Постельные свахи немедленно приступали к установке кровати с постелью, развешиванию штор, скатертей, полотенец и т.п.

Невесту, перед тем как ей ехать под венец, одевали подруги и, если были, сестры. Во время  одевания пели свадебные народные песни, посвященные беззаботной девичьей жизни и  будущей семейной нелегкой жизни.

За невестой приезжал жених с шаферами на нескольких повозках, иногда запряженных парой лошадей. Начиналась церемония прощания невесты с родителями, подругами и соседями пришедшими проститься с невестой. Перед отъездом в церковь отец и мать благословили жениха с невестой иконой. Венчание происходило в церкви. Более зажиточных венчали с ходом певчих и с зажженной люстрой.

После венчания свадебный поезд направлялся в дом жениха, где молодых встречали хлебом-солью его родители жениха и  благословили молодых. Потом в доме собирались гости, и начиналось угощение. Стол был приготовлен к чаю, а отдельно, в стороне стоял стол с винами и закуской. Гости подходили к этому столу выпивали за здоровье молодых, а потом садились пить чай. После чая под гармошку начинались танцы и песни. После танцев собирался ужин с винами, пили маленькими рюмочками. За ужином кричали "горько". Свадьба, обычно продолжалась два-три дня, а у более состоятельных иногда в течении недели. Самое большое количество свадеб в году проходило за семь недель до Пасхи в масленичный мясоед.

На второй день свадьбы "молодых" отправляли в баню. Потом в доме жениха вновь собирались гости «заливать головешки» и гуляние продолжалось. На третий день гости проходили "притаптывать половики", которые молодая со свахами рано утром должна была разослать по всем комнатам еще до прихода гостей. Но в большинстве случаев, половики не стлали, берегли.

В первый день свадьбы, за ужином, в разгар гуляния «продавался пирог». Мать жениха заранее стряпала пирог, а одна из свах брала его, завертывала в скатерть, клала в решетку и ставила на середину стола. Для «продажи пирога» подбирался из гостей самый «острый» на язык ведущий, который, не глядя на пирог, открывал торг, объявляя его стоимость. Каждый из присутствующих «ломил» за пирог сколько мог – деньгами или вещами. Обычно, чтобы продлить мероприятие, каждый старался в начале класть малые суммы (для этого случая специально меняли деньги на мелкие купюры). Счет вел ведущий, и когда наступало затишье, начинал делить счет на доли: один, один с половиной, два, два с половиной, два три четверти, три. И когда все «выдыхались», жених, чтобы прекратить это мероприятие, давал крупную купюру и торг прекращался. По окончании торга гости просили показать пирог, за который шел такой "бой". Обычно, он был  самым простым. Все вырученное от продажи передавалось молодым, которые благодарили гостей, а гуляние продолжалось до утра.

На второй день, в разгар гуляния сваха приносила керамический горшок, наполненный сенной трухой или опилками и бросала его на пол среди комнаты. Горшок разбивался и труха рассыпалась. "Надо же нам проверить - умеет ли молодая мести", - говорила при этом сваха. Молодой жене давали в руки веник, перевязанный красной лентой, и она начинала мести пол. А в это время все присутствующие гости, окружив ее, бросали на пол деньги и разгребали ногами мусор по всей комнате. Молодой муж  обязан был помогать жене собирать с пола ценности. «Мести мусор» продолжали до тех пор, пока молодые не дометут до "седьмого пота". После чего молодая жена дарила свекрови фартук, в который та должна была принять от невестки весь подметенный мусор и затем сжечь его в печи, дабы в будущем свекровь "не выносила сор из избы". Все это действо сопровождалось музыкой, танцами и шутками.

Во время свадебных гуляний гости одевались ряжеными, представляя из себя, кто кого только мог. И вот уже "цыганки" - гадали, "цыгане" - продавали «лошадь» или «корову». Причем, «животное» продавалось без шкуры. Ряженый в «животное», набрасывал на себя тулуп шерстью наверх и "продавец" вел его за веревку. Когда «торг» заканчивался, «продавец» бил «животное» палкой по шее. Оно убегало из комнаты, шкура оставалась в руках продавца, а покупатель оставался с "носом", под смех и шутки присутствующих. Далее, ряженые организовывали пляски и песни, угощали гостей, обходя с подносами, на которых стояли выпивка с закуской, конфетами или орехами.

Во время свадьбы гости за столом кричали молодым «горько», наблюдая как они целуются и выкрикивая замечания: «Почему такой короткий поцелуй», и «Почему не горячий, а холодный» и т.д. И все это проходило под общий смех.

В первый день, по окончании гуляния, жених дарил подарки тестю и теще в благодарность за благородное воспитание дочери. На второй день утром шафера и ряженые с гармошкой шли- ехали на лошадях приглашать гостей и в первую очередь родителей молодой, а те в свою очередь должны были угостить приглашавших.

Про девушек, которые в масленичный мясоед не выходили замуж, говорили, что  они «остались на редьку». Были и такие случаи, когда девушки выходили замуж «убегом», без согласия родителей. Так, одна местная девушка была просватана под нажимом родителей за парня, которого она не любила. Был назначен день свадьбы. Невесту нарядили, она уже была готова ехать в церковь для свершения свадебного обряда. Но за несколько минут до назначенного срока, к невесте пришел друг парня, за которого родители не дали ей выйти замуж. По условному  сигналу, девушка, накинув теплый платок, выбежала из дома на улицу, где ее уже поджидал  любимый с запряженной лошадью. Завернув тулуп и усадив в короб с сеном, парень галопом увез девушку к себе домой. К сожалению, жизнь той девушки с любимым не была счастливой. 3доровье у парня  было слабое, он часто болел, и потому детей у них не было. А во время строительства завода «Уралстальмост» в Верхнюю Салду приехали строители. Решением поселкового Совета они были расквартированы по частным домовладениям. Так, в дом этой семьи, как малосемейным, поселили инженера из Москвы. С этим инженером,  через некоторое время, молодая женщина и уехала, оставив больного мужа…

Из воспоминаний салдинского краеведа Д.Трифонова


  • -1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных