Кто входит в дверь счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий
Паскаль
Когда ребёнок с головой уходит в виртуальные миры, родители часто обвиняют компьютер. Дети начинают предпочитать придуманный мир реальному. Почему так происходит.
Никто не станет алкоголиком только от того, что дома хранится водка. Точно также ребёнок не может стать игроманом только лишь потому, что в его комнате есть компьютер. Зависимость вызывает не компьютерная графика, не захватывающий сюжет игры, а радость, которую они дарят.
07-kids-computers.jpg 285,21К 0 Количество загрузок:
Существует ошибочное мнение, что причина зависимости – наличие компьютера дома. Некоторые родители отказываются покупать ребёнку компьютер, чтобы он жил реальной жизнью: учился, гулял, читал, ходил в кружки. Тем самым они наносят сокрушительный удар по его будущей карьере. Сейчас компьютеры везде, и на обочине жизни окажутся те, кто не умеет ими пользоваться.
Компьютерные игры – это один из способов убежать от действительности. Но почему же дети нуждаются в бегстве от действительности? Прежде всего, игра даёт все те эмоции, которые не всегда предоставляет ребёнку жизнь.
Широчайший спектр эмоций (от положительных до отрицательных) можно испытать, не сдвигаясь с места!
Это восторг, удовольствие, увлечённость, досада, гнев, раздражение. Игра даёт выход избыточной жизненной силы, отдых и разрядку, стремление к главенству, компенсацию вредных побуждений, восполнение монотонной деятельности, упражнение в самообладании, удовлетворение не удовлетворимых в реальной жизни желаний. В игре детям и подросткам хорошо. Они сильные, смелые, успешные. Ребёнок в игре получает власть над миром, практически не прикладывая усилий, используя в качестве аналога волшебной палочки компьютерную мышь. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново пережить неудавшийся фрагмент игры. Это особенно захватывает детей и подростков, которые болезненно ощущают свою не успешность, которых привлекает возможность избавления от своих комплексов, сиюминутного получения удовольствия, представления себя в различных обличиях. У них формируется влечение, с которым сами они уже неспособны справиться. В основном состояние компьютерной зависимости дезадаптирует детей и подростков, выбивает из жизни, причём таким образом, что у него не остаётся других интересов, кроме игры. Ребёнок не может уже без неё жить, она становиться доминантной. Их поведение отличается неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир управлению с помощью нажатия на клавиши не поддаётся.
Появляется раздражительность, агрессивность, импульсивность, не способность переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, нарушается сон, пропадает желание общения с кем либо. Общее развитие такого ребёнка замедляется. Если подросток зависим от компьютерных игр, то, как правило, он не может контролировать время, проводимое за компьютером (обещает уменьшить его, выйти из программы, но не в силах этого сделать), лжёт, скрывает вид занятий, который выполнял, переоценивает роль компьютера в своей жизни. Дети и подростки ощущают тревогу и депрессию, когда кто-либо или что-либо мешает «посидеть» за компьютером, часто погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру, например, размышляя о том, как пройти следующий уровень игры. Компьютерные игры в настоящее время стали для многих детей важнее учёбы и прогулки с друзьями. Они привязывают подростка к несуществующим объектам, мешая получить удовольствие от общения с окружающими людьми. В результате у некоторых подростков отмечается отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент, у таких детей, как правило, высок.
11-kids-computers.jpg 221,08К 0 Количество загрузок:
Чаще всего дети, не умеющие проигрывать, с ранних лет воспитываются в ярко выраженной оценочной атмосфере. Родители внушают им, как важно быть первым, лучшим, самым-самым. Всячески поощряют конкуренцию, прививают ценность соревновательности. А потом пожинают плоды в виде неадекватного поведения в игре. Чтобы избежать подобных проявлений, нужно перестать жить в оценочном мире. Предпосылками к появлению зависимости от игры являются: недостаточная опека, непостоянство и не прогнозируемость отношений в семье, излишняя требовательность в сочетании с жестокостью, установки на престижность, вещизм, переоценка значимости материальных благ. Убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег. Зависть к более богатым родственникам и знакомым. Чаще всего дети, страдающие игровой зависимостью, наблюдали азартные игры у себя дома или видели, как в них с удовольствием играют родители и их друзья. Все эти факторы могут фатально повлиять на судьбу вашего ребёнка, если вовремя не осознать, что они имеют место и не прекратить подобное поведение.
Рекомендации родителям по профилактике игровой и компьютерной зависимости:
1. Показывайте личный положительный пример. Важно чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день, и три – в выходной. Обязательно с перерывами.
3. Предложите другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)
4. Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)
5. Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, специфических страхов.
6. Обсуждайте игры вместе с ребёнком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам.
Рекомендации, с помощью которых посещение Интернета может стать менее опасным для ваших детей:
1. Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернета.
2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.
3. Объясните ребёнку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребёнку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
4. Объясните ребёнку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.
5. Объясните своему ребёнку, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками.
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.
7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
8. Объясните детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чём они не уверены.
9. Не забывайте контролировать детей с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровать вредоносное содержание, выяснить какие сайты на самом деле посещает ваш ребёнок и что он там делает. Информацию об одном из таких фильтров можно найти на сайте http://www.icensor.ru
Как научить детей отличать правду, от лжи в Интернете?
Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернета материалам, ведь опубликовать информацию в Интернете может абсолютно любой человек.
Объясните ребёнку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт, и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещённая там информация. Научите ребёнка проверять всё то, что он видит в Интернете.
14-kids-computers.jpg 340,85К 0 Количество загрузок:
Как это объяснить ребёнку?
- Начните, когда ваш ребёнок ещё достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют Интернет, а значит нужно, как можно раньше научить отделять правду, ото лжи.
- Не забывайте спрашивать ребёнка, об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
- Убедитесь, что ваш ребёнок может самостоятельно проверять прочитанную в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребёнка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от его детских проблем.
- Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки, или подарите им энциклопедию на диске, например, Энциклопедию Кирилла и Мефодия или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребёнка использовать сторонние источники информации.
- Научите ребёнка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.
- Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
Семейное соглашение о работе в Интернете
Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернета. Учтите, что в нём вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте чётко сформулировать ответы на следующие вопросы:
- какие сайты могут посещать ваши дети, и что они могут там делать;
- сколько времени дети могут проводить в Интернете;
- что делать, если ваших детей что-то беспокоит после посещения Интернета;
- как защитить личные данные;
- как следить за безопасностью;
- как вести себя вежливо;
- как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.
Не забудьте, что формально составленное сообщение, не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.
Научите вашего ребёнка использовать службу мгновенных сообщений. При использовании службы мгновенных сообщений некоторые несложные правила безопасности:
- Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый.
- Никогда не разговаривайте в Интернете с незнакомыми людьми.
- Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются.
- Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдаёт.
- Не стоит использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен.
Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.