Перейти к содержимому


Фотография

К юбилею старейшего памятника Верхней Салды


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 28 Июль 2015 - 09:14

К юбилею старейшего памятника Верхней Салды

Ровно 60 лет назад, в 1955 году, в Верхней Салде был торжественно открыт памятник салдинцам, погибшим в годы Гражданской войны (1918-1921 г.). Установлен он был рядом с бывшим Александровским  училищем, на месте захоронения красного разведчика М.А. Туранова, погибшего от рук белогвардейцев  в 1919 году. На трех сторонах пьедестала памятника размещены фамилии салдинцев-участников той войны.

памятник гр. войне.jpg

Памятник изготовлен по композиции известного советского скульптора Льва Моисеевича Писаревского. Правда, если внимательно приглядеться в скульптурной композиции, то окажется, что на ней изображен мужчина в форме времен Великой Отечественной войны. Но на эту «историческую» нестыковку, в то время, видимо, ни кто не обратил внимания. А сегодня и вовсе до этого казуса никому нет дела…

Не многие в нашем городе знают и об авторе памятника. А жаль…

 

О скульпторе Писаревском

«Мой друг Лев Моисеевич Писаревский, родился в январе 1906 года в семье бедного еврея-ремесленника, гонимого нуждой из города в город. Бывая в Рыбинске, часто прохожу мимо белых стен приземистого двухэтажного строения купеческой архитектуры в Пионерском (бывшем Преображенском) переулке. Захожу во двор, где шестнадцатилетний Лева из целого воза где-то раздобытой глины вылепил свою первую скульптуру – голову красноармейца. Смотрю на ветхое деревянное крыльцо, на сохранившиеся дворовые сараюшки и закоулки и со сладостно щемящей грустью вспоминаю «далекое-близкое» нашей нелегкой юности…

писаревский скульптор.jpg

Мы страстно любили рисовать и мечтали стать художниками. Советская власть открыла нам путь к осуществлению мечты. В здании бывшего частного кинематографа «Художественный» был создан первый рабочий клуб. На его базе возник местный Пролеткульт. 12 апреля 1919 года в «Рыбинских известиях» появились объявление и статья об организации художественной школы-студии, написанная ее руководителем М.М. Щегловым. Так мы стали учениками талантливых художников и педагогов Михаила Михайловича Щеглова и Павла Тимофеевича Горбунцова. Л. Писаревский был в числе лучших учеников. Его графика и акварели одобрялись в рецензиях местной газеты. В 1923 году, после отъезда М.М. Щеглова, мы объединились в изомастерскую.

«Изошники» (художниками мы себя не величали) смело оформляли спектакли Рабочего театра, писали панно, рисовали портреты вождей, делали всевозможные плакаты, украшали город к революционным праздникам. Лева был одним из активных и изобретательных оформителей. Потом рыбинский опыт весьма пригодился ему: в дни челюскинской эпопеи в Москве он создал монументальный макет, за который получил от К.Е. Ворошилова ценный подарок.

В 1926 году Л. Писаревский уехал в столицу, держал экзамены в институт и был принят на скульптурный факультет. Ему довелось учиться у крупнейших советских скульпторов В.И. Мухиной, И.М. Чайкова, И.С. Ефимова. В 1930 году он получил диплом скульптора-монументалиста. Но продолжал учиться – теперь в студии квалификации скульпторов имени Н.А. Андреева, где закончил аспирантуру под руководством выдающегося ваятеля профессора А.М. Матвеева.

Войдя в коллектив московских скульпторов, Лев Моисеевич предельно заполнил свою жизнь творческими и общественными делами. Диапазон творчества мастера в пластике был широк и многообразен. Он делал большие статуи для монументов, работал в области скульптурных сооружений и общественных зданий, создавал бюстовые портреты и многофигурные композиции.

Первой монументальной работой молодого скульптора был памятник В.И. Ленину в Керчи (1933). В период с 1943 года по 1958 год он создал монументы Сергею Лазо во Владивостоке, И.А. Гончарову в Ульяновске, Абаю в Алма-Ате, Т.Г. Шевченко в Орске, Н.А. Некрасову в Ярославле, А.С. Пушкину в Кемерове и другие.

Писаревский – участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. В тяжелом 1941 году, когда гитлеровские орды оголтело рвались к столице нашей Родины, он командовал отрядом народного ополчения в Москве, затем был политработником и военным художником в Севастополе.

Здесь в 1944-1946 гг. он реставрировал изуродованный снарядами памятник герою Севастопольской обороны 1854-1855 гг. генералу Э. Тотлебену и создал портреты русских флотоводцев – Ушакова, Нахимова, герою 1905 года лейтенанта Шмидта. Многие произведения скульптора вошли в экспозицию Севастопольского музея Военно-Морского флота.

В Севастополе на местах ожесточенных боев были установлены выполненные Писаревским мемориальные памятники Героям Советского Союза политруку Н. Фильченкову, летчику генерал-лейтенанту Н. Острякову, старшему матросу И. Голубцу.

В 1950-1960 гг. скульптор изваял серию героев Бреста. Награжденный за боевые заслуги орденом Отечественной войны II степени и медалями, многие годы Лев Моисеевич преподавал в художественном училище Памяти 1905 года, а потом в МГПИ им. Ленина. Здесь он был руководителем кафедры декоративно-прикладного искусства на художественно-графическом факультете.

За диссертацию «Лепка головы человека» в июне 1956 года ему была присуждена степень кандидата искусствоведения. В 1962 году эта диссертация была выпущена отдельной книгой для практического руководства. По методическим программам доцента Писаревского занимаются студенты художественных вузов и училищ. Он подготовил к печати труд «Анатомическая структура фигуры человека и изменение ее по возрастам».

Лев Моисеевич с марта 1943 года был членом КПСС. Товарищи неоднократно избирали его на руководящую работу в партком и бюро секции МОСХа.

В начале семидесятых годов Лев Моисеевич Писаревский заболел тяжелой неизлечимой болезнью. 16 июня 1974 года его не стало.

Перед смертью Лев Моисеевич завещал организовать выставку его работ в Москве и Рыбинске, а затем передать их в дар родному городу, который он безгранично любил.

Завещание художника выполнено. Московская Организация Союза художников РСФСР провела посмертную выставку работ и вечер памяти неустанного труженика искусства – скульптора, ученого, фронтовика.

В Рыбинске было решено создать музей-квартиру Л.М. Писаревского – филиал городского историко-художественного музея. Решено также поставить на набережной Волги созданную скульптором для Рыбинска статую «Бурлак», символизирующую горькое прошлое «бурлацкой столицы». Модель этой статуи уже отправлена для воспроизведения в бронзе на завод художественного литья…

Многим его замыслам не суждено было осуществиться. Но и то, что ему удалось свершить, будет хранить вечную память о скромном художнике, образно запечатлевшем в монументальной и станковой пластике величие нашей эпохи...»

М. Удалеев, скульптор

писаревский и студенты МИПИДИ 1950 г..jpg

На фото: Студенты МИПИДИ 1950 г. Внизу: Берент Т.М., Приказчикова Е., Белашова Е.Ф. (преподаватель скульптуры МИПИДИ) Писаревский Л.М., Кузнецова А.В., Ракитина К.М., вверху: Атюнин Н.И., Седов М.Р., Герасименко С.И., Туманова М.М., неизв., Зотов Б.А., Багиров Э.Г. (Из семейного архива А.В.Кузнецовой).

Ленин с пастушком, 1950-е годы, Писаревский.jpg Портрет зинаиды снегирь Писаревский.jpg Р.Абакумова, герой Бреста. 1965 г. Писаревский.jpg Утренний туалет трактористки, 1950-е годы Писаревский.jpg Писаревский Памятник бурлаку, 1977 г. Рыбинск.jpg Писаревский Памятник Сергею Лазо.jpg Писаревский Памятник советским войнам  на Можайском шоссе, 1972 г..jpg Писерский памятник Кобзарю 1959 г., Орск, бывший Дом культуры машиностроителей.jpg

 

 

Прикрепленные изображения

  • Писерский Памятник участникам войны в Мурманской области.JPG

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных