Перейти к содержимому


Фотография

Салдинские тайны


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 30 Июнь 2015 - 08:39

САЛДИНСКИЕ ТАЙНЫ

Часть 1

ДОМ УПРАВИТЕЛЯ ЗАВОДА

История Верхней Салды богата на интересные события и факты. Некоторые из них вполне можно было бы отнести к разряду тайн, разгадать которые еще предстоит будущим поколениям салдинцев.

В.Салда.jpg

Сегодня пойдёт речь об исторических зданиях Верхней Салды. А начнем мы свою экскурсию в прошлое нашего замечательного города с улицы Павловской (ныне улица Ленина), от дома под номером 66, где сегодня расположена городская типография.

Дом управителя Верхнесалдинского завода, а именно так он назывался до 1917 года, был построен в 1831 году.

Подробное его описание сохранилось благодаря воспоминаниям жены выдающегося российского ученого-металлурга Владимира Ефимовича Грум-Гржимайло – Софьи Германовны. В доме управителя семья Грумов поселилась после назначения Владимира Ефимовича управляющим Верхнесалдинским заводом.

Вот как описывает Софья Германовна этот дом: «Дом управителя был расположен против завода, а между ними была большая площадь. При входе в прихожую с улицы была стеклянная двойная дверь. Из прихожей вход в коридор, который упирался в комнату, называемую «зимний сад»: три наружные стены этой комнаты с пола до потолка были стеклянные, потолок тоже. Расположена она была на юг, отопление паровое, комната была светлая и теплая. Вдоль стеклянных стен были сделаны полки, уставленные цветами. По углам стояли в кадках пальмы. У глухой стены, прилегающей к дому, стояла мягкая мебель. На полу во всю комнату ковер. Это была любимая комната детей, где они всегда играли, сидя прямо на полу. По правую строну от входа, в коридоре была дверь в комнату Володиной (Владимира                                                                                                              Ефимовича) матери Маргариты Михайловны, потом дверь в столовую, дальше - в детские. Из столовой дверь в буфетную, кухню и комнату для женской прислуги. По левую сторону от входа, по коридору была дверь в небольшой коридорчик, в две приезжие, дальше зал, гостиная и кабинет, вторая дверь по левую сторону коридора вела в нашу спальню.

Всего в доме управителя было 11 комнат, в том числе комната для женской прислуги. Кучерская для кучера, сторожа, садовника и дворника были в отдельном флигельке во дворе. Для гостей были отведены две комнаты, так называемые приезжие.

Из домашних животных управителю полагалось иметь трех лошадей: пару выездных и одну водовозку. Две  коровы, а остальная живность была своя. У нас, кроме этих лошадей, были две верховые. При доме был сад, огород, оранжерея, погреб овощной, подполье для провизии, кладовые.

В те времена при въезде на новую квартиру приглашали священника и служили молебен, освящали комнаты, то есть кропили святой водой…»

Дальнейшая история дома управителя складывалась следующим образом. После назначения Владимира Ефимовича управляющим Нижнесалдинским заводом его семья переехала в Нижнюю Салду. Вплоть до революции 1917 года, дом управляющего выполнял функцию гостиницы. В первый год советской власти здесь разместился комиссариат по формированию отрядов Красной гвардии.

С 1920 по 1938 годы в бывшем доме управляющего размещалось хирургическое отделение городской больницы на 20 коек. В пятидесятые годы - детский сад. Многие салдинцы, родившиеся в эти годы, еще помнят его просторные, уютные комнаты и застеклённую веранду с видом на пруд.

В начале семидесятых здание отдают городской типографии, которая работает здесь до сих пор. В те же годы с южной стороны здания, на месте веранды, строят кирпичный пристрой для редакции газеты «Салдинский рабочий».

Сегодня здание дома управителя значительно отличается от оригинала. В правой его части выстроен еще один пристрой, во дворе построены различные подсобные помещения. Внутри дом также подвергся значительной перепланировке и перестройке. От былого оформления дома остались лишь межкомнатные двери да проступающая сквозь облупившуюся штукатурку ажурная кладка старых кирпичей. Сохранился и подвал, где до сих пор цела дверь, ведущая в подземный ход, соединявший когда-то дома старой части Салды.

 

Часть 2

ДОМ МЕЛЬПОМЕНЫ

Клуб Металлургов. Судьба этого здания удивительна, необычна и трагична. Первоначально построенное под заводское пожарное депо и конюшню волей случая и руками салдинских энтузиастов это здание на долгие годы превратилось в настоящий Дом Мельпомены.

Здание заводского пожарного депо было построено в 1831 году. В течение семидесяти лет оно исправно выполняло свои «служебные обязанности».

До той самой поры, пока на должность управляющего Верхнесалдинским заводом не заступил Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, который привёз с собой и молодую жену, двадцати трех лет от роду, Софью Германовну. Женщину образованную и весьма энергичную, закончившую Екатеринбургскую гимназию. Приехав из достаточно крупного по тем временам Нижнего Тагила в страшную глушь – Верхнюю Салду, она, в отличие от своих предшественниц, развернула бурную деятельность.

В первую очередь Софья Германовна организовала драмкружок и обратилась к мужу с просьбой подобрать подходящее помещение для организации клуба, где можно было бы салдинской общественности проводить свободное время. После различных соображений и наведения соответствующих справок Владимир Ефимович, поддержав идею жены, решил устроить клуб в каменном сарае, где стояли пожарные машины и размещались конюшни для пожарных лошадей. Сарай этот находился как раз позади огорода, прилегающего к дому управляющего. Пожарную команду переселили в другое помещение, а из сарая был сделан  клуб: четыре большие комнаты и раздевалка. Кроме того, здесь же разместился зал со сценой. По сторонам сцены были сделаны уборные для актеров-любителей. В углу зала, возле сцены, - помещение для оркестра, а на задней стене сверху – помещение для галерки. В день открытия  клуба его создатели устроили праздник, а на входе повесили вывеску с шутливой надписью: «Наш каретник возгордился, он в киятер превратился». С этого дня начался отсчет истории народного театрального подвижничества в нашем городе.

С легкой руки Софьи Германовны и при материальной поддержке, как бы сейчас сказали, спонсора в лице мужа – управляющего заводом – бывший каретник превратился в настоящий очаг культуры заводского поселка. По единодушному решению салдинской общественности  в клуб было запрещено приносить и распивать водку и вино.

С первой служебной награды Владимир Ефимович приобрел для клуба бильярд, который потом долгое время служил салдинцам.

Из бывших солдат собран был оркестр в составе двух скрипок, тромбона, корнет-а-пистона, флейты, контрабаса и барабана. Был и церковный хор, которым руководил Петр Кузьмич Мизюлин. Нашёлся и декоратор – чертёжник Иван Иванович Жданов, умеющий рисовать акварелью и масляными красками. Мебель для первых спектаклей провинциального театра брали у местных жителей. В числе первых поставленных драмкружком спектаклей были: «Гроза», «Горе от ума», «Ревизор», «Чародейка» и другие. Артистами в них были сама Софья Германовна, братья Леонид и Капитон Нестеровы, Мария Яковлевна Кошелева, Петр Иванович Паклин, Петр Кузьмич Мизюлин, Павел Николаевич Субботкин, Василий Петрович Оносов, Мария Ивановна Ганьжа, Надежда Тихоновна Пермякова, Михаил Тимохов, Егор Силонов и другие. Суфлёром киятера был Николай Павлович Трифонов.

Актеры-любители с большим рвением относились к репетициям. Репетировали, обсуждали, критиковали. Для клуба и драмкружка стали выписывать журнал «Русская старина» и «Театральный журнал» с картинками, которые использовали для изготовления декораций, костюмов и обстановки. По мере творческого роста стали ездить со спектаклями на другие заводы. Поскольку для постановки спектаклей требовалось много костюмов, по предложению и под руководством Софьи Германовны был организован кружок кройки и шитья, в котором занималось 18 учениц.  Салдинский киятер просуществовал до самой революции 1917 года.

Новое время принесло и новую моду. Только вот первый салдинский клуб не изменил своему предназначению. Уже в первые годы советской власти здесь начинает действовать клуб Салдинского металлургического завода. В двадцатые годы к зданию бывшего заводского каретника, а теперь клуба Металлургов было пристроено помещение библиотеки.

В разные годы в клубе Металлургов энтузиастами-общественниками были созданы струнный и духовой оркестр, танцевальная группа. Под руководством опытного руководителя и педагога Лидии Андреевны Соколовой стал работать кукольный театр.

Драмколлектив ставил на сцене клуба спектакль «Юбилей» по пьесе А.П. Чехова, «Лес» А.Н. Островского и многие другие.

В этом клубе раскрылись вокальные и сценические дарования таких замечательных самодеятельных артистов, как Алексей Олютин, Михаил Бельков, Петр Рогов, Адольф Солдатов, Николай Романов, Юрий Сбоев, Николай Суров, Зинаида Михайловна Главацкая и многих других. На клубных концертах звучали песни в исполнении Германа Чулкова, Валентина Махаева, Юрия Тимофеева, Зинаиды Оносовой и Агнии Козловой-Тимоховой. Выступления их неизменно пользовались успехом у салдинцев.

Долгие годы с большой теплотой и искренностью исполнял народные песни хор ветеранов труда Салдинского металлургического завода, душой которого была солистка Александра Дмитриевна Домбек. Десятки Почётных грамот, Дипломов и поздравительных адресов – высокая оценка работы хора.

Много душевных и творческих сил отдали старому клубу В.Я. Ефимов и Ф.Н. Плотникова.

Десятки лет клуб Металлургов был не только домом для                                                                                                              творческих людей, но и городским кинотеатром. В его залах проводились самые различные мероприятия, торжественные приёмы в пионеры, праздничные и новогодние утренники и вечера. Не одно поколение салдинской молодёжи познакомилось со своими половинками на танцевальных вечерах, проводимых в старом клубе.

Как ни горестно об этом сегодня говорить, но первый очаг культуры, зажжённый руками незабвенной Софьи Германовны Грум-Гржимайло и салдинских энтузиастов более ста лет назад, - погас. В начале девяностых годов, в смутное время переходного периода, хозяину клуба Металлургов – СМЗ стало не до очага культуры. Положение завода с каждым годом становилось все более нестабильным.

Не лучше было положение и городского бюджета, на баланс которого было передано здание старого клуба. Время от времени появлялись энтузиасты, предлагавшие местным властям возродить творческую деятельность очага культуры.

Но энтузиасты приходили и уходили, а клуб продолжал ветшать и разрушаться.

Последним, кто попытался возродить старый клуб, был городской комитет по делам молодёжи. На ремонт здания из местного бюджета были выделены небольшие средства. Строители начали ремонт помещений. Но деньги быстро закончились, и старый клуб вновь опустел. Сегодня в нём нет ни электричества, ни отопления. Крыша в нескольких местах провалилась вместе с потолком, сгнил и провалился пол…

…И лишь столетняя история салдинского театра продолжается на большой сцене Дворца культуры имени Агаркова и Центра детского творчества. Будем надеяться – вечно!

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных