«НЬЮ-САЛДА». НЕРЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОЕКТ?
Какой провинциальный город не хотел бы стать хотя бы на день столицей? И какой провинциал не возжелал бы хоть на час стать столичным жителем? Этот идефикс, озвученный в бессмертном произведении «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, как нельзя лучше подходит и для нашего города. А ведь у Салды были все предпосылки стать пусть и не столицей, но достаточно крупным городом.
Чтобы не быть голословным, давайте заглянем на минутку в историю нашего города. Далеко углубляться не будем, достаточно пролистать её страницы, скажем так, с годов тридцатых. Ведь именно тогда захолустный провинциальный городок Верхняя Салда, где, кроме старого демидовского завода и десятка артелей, ничего заслуживающего внимания не было, началось строительство завода «Стальмост». Именно с ним связано и начало строительства первых современных каменных домов с удобствами, социальных объектов и даже проектирование трамвайной линии, так и не построенной. А продукция с маркой «Стальмост»? Ведь именно с началом производства на одном из крупнейших предприятий области стальных конструкций для московского метро о Салде узнали далеко за её пределами. И это было только начало.
Война принесла жителям нашего города горе, страдания и огромные трудности. Но именно тогда в Салду были эвакуированы заводы, давшие в дальнейшем миру ВСМОЗ-ВСМПО. Появился свой аэродром, где приземлялись двухмоторные «Дугласы».
А это уже совсем недавняя история нашего города – семидесятые-восьмидесятые годы. Строительство домов и социально значимых объектов ведётся огромными темпами. Город растёт как на дрожжах. В то же время в соседней Нижней Салде вошли в строй уникальные предприятия НИИМаш и Химъёмкость. Началось строительство многоэтажного жилья. В Верхней Салде строится филиал Ухтомского вертолётного завода, давшего миру «Чёрную акулу» и готовившегося к выпуску дирижаблей и небольших вертолётов. Именно тогда и возникла идея объединения двух городов в один.
И уже строились проекты постепенной застройки лесного массива между двух городов жилыми домами и открытия троллейбусного маршрута по городу с названием «ЕВСТИГНЕЕВСК». Население объединённого населённого пункта составило бы в этом случае сто тысяч человек. А это уже достаточно крупный город.
В девяностые и нулевые годы многим казалось, что фантастический проект под условным названием «Нью-Салда» благополучно канул в лету. Но благодаря Владиславу Тетюхину родился проект «Титановая долина», который он планомерно и настойчиво продвигал. И, похоже, фантазии наших отцов и дедов уже через несколько лет обретут реальные формы на салдинской земле…
2008 г.