САЛДИНСКИЙ ТРАМВАЙ
Старшее поколение салдинцев должно помнить так и не реализованный проект 70-80-х годов по организации троллейбусного маршрута между Верхней и Нижней Салдой. Но, оказывается, задолго до этого существовал еще один транспортный проект – салдинского трамвайного кольца...
Об этом грандиозном по местным масштабам проекте в официальной литературе мы не нашли даже намёка. Но о том, что он существовал и его даже начали реализовывать, мы узнали совершенно случайно от одного из старожилов нашего города, проживавшего в непосредственной близости от стройки. По его словам, трамвайное кольцо должно было пройти от Первого рабочего поселка (район улицы 25 Октября), мимо железнодорожного вокзала и аэродрома (находился между больничным городком и железнодорожным вокзалом), далее через Второй рабочий поселок (ныне пустырь), старый завод (СМЗ), завод «Стальмост» (ныне ВСМПО) и снова к Первому рабочему поселку. По словам старожила, как раз накануне войны в районе нынешнего цеха №40 ВСМПО началось строительство насыпи под трамвайные рельсы. Вёл строительство завод «Стальмост», который хотел таким образом решить транспортную проблему перевозки своих рабочих. Начавшаяся война и эвакуация завода в Челябинск поставили крест на этом проекте.
И всё же косвенное подтверждение того, что подобный проект существовал, мы нашли в книге «Верхняя Салда» в главе, посвящённой «Стальмосту». Строительство завода на территории Верхней Салды началось в начале тридцатых годов. По своей сметной стоимости оно занимало после Уралмаша и Уралвагонзавода третье место среди строящихся в Свердловской области предприятий. Основное оборудование для него было приобретено за золото в Америке, Германии, Италии и Японии. На строительстве работали американские инженеры. В 1932 году завод дал первую продукцию: пять с половиной тонн металлоконструкций. А в июле 1933 года «Стальмост» встал в ряд крупнейших предприятий страны. Его продукция использовалась на строительстве железнодорожных мостов, радиоустановок для Омска, клёпаных домн в Магнитогорске, знаменитых высотных зданий и метро в Москве. Одно из изделий завода до сих пор «трудится» на железнодорожной ветке Моховое-Басьяновский – это мост через реку Тагил на Тагильском Кардоне.
Одновременно со строительством завода велось возведение жилья для его строителей и рабочих. Так были построены Первый и Второй рабочие поселки, расположенные в достаточном удалении от предприятия. Если учесть, что в Салде общественного транспорта тогда не было, как, впрочем, и нормальных дорог, то предположение о существовании проекта строительства трамвайной линии как самого доступного по тем временам средства перевозки пассажиров выглядит вполне реальным. У «Стальмоста» для его реализации были все возможности. Не хватило только времени…
2006 г.