Перейти к содержимому


Фотография

Биографический словарь Салдинского района


Сообщений в теме: 208

#141 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 10:22

Культура города

В дореволюционное время вопросами культурной работы в Н.Салде официальные учреждения почти не занимались. Созданное во второй половине 19 века земство ограничилось открытием нескольких библиотек в уезде. Занимались культурной работой в порядке частной инициативы.

В Нижней Салде в 70-е годы 19 века супругой управителя завода О.К.Поленовой был создан первый драматический коллектив. В 1907 году, по сообщению Верхотурского исправника, сеть культурно-просветительских учреждений в Н.Салде состояла:

- бесплатная библиотека-читальня, попечитель Г.М.Кулешов,

- книжная лавка, владелец Балакин Иван Устинович,

- фотографическое заведение, учитель Шаванов П.К.,

- ученическая бесплатная библиотека при Нижнесалдинском двухклассном училище, учитель Шаванов П.К.,

- бесплатная народная библиотека при Нижнесалдинском двухклассном училище, священник Николай Каминский.

В 1913 году при Нижнесалдинском двухклассном училище учителем Букиным Сергеем Васильевичем, с разрешения Верхотурской земской управы, открыли курсы для неграмотных и малограмотных. На курсы записалось 240 человек в возрасте от 12 до 48 лет. После 5 месяцев работы курсы окончило 120 человек.

Первое кино было открыто в 1914 году в частном доме Шамарина.

После революции была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности. Эта работа развернулась во второй половине 20-х годов и в середине 40-х годов была завершена. Грамотность населения в 1918 году составляла 19%, а в 1926 году она выросла до 47% в среднем по району, в заводских поселках – 52%, в сельской местности – 36,5%.

В 1922 году сеть культурно-просветительских учреждений составляла по району: библиотек – 5 (с книжным фондом 4532 экз.), изб-читален – 8, красных уголков – 3, школ ликбеза – 2.

К 1972 году сеть культурных учреждений района изменилась неузнаваемо. Появились новые учреждения: Дворец культуры – 2, музыкальная школа – 2, дом культуры – 3, библиотек – 17 (с книжным фондом 390 тысяч экз.), клубов – 15, в том числе в сельской местности – 11, киноустановок – 11. Исчезли избы-читальни и школы ликбеза.

 

 


  • 0

#142 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 10:57

Аржанников Дмитрий Михайлович

Родился в феврале 1910 года в поселке Ирбитского завода (теперь Красногвардейск), где временно проживали его родители. Все его детство прошло в Верхней Салде. Отец его работал каменщиком на металлургическом заводе, а мать была домохозяйкой. Окончил школу-семилетку (ныне школа им. А.С.Пушкина). В 1930 году окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум по специальности техника-металлурга мартеновца. Позднее окончил курсы усовершенствования при ВСНХ СССР в Москве.

Работал инженером по технике безопасности на СМЗ и «Уралстальмост», старшим техническим инспектором НК союза строителей Урала и Западной Сибири, Обкома леса и сплава в Свердловске. В отделе главного механика «Уралмаша», начальником смены мартеновского цеха СМЗ, мастером и преподавателем ГПТУ №27, сотрудником газеты «Салдинский рабочий».

Последнее время трудился в строительной организации. Был заместителем и секретарем парторганизации.

С апреля 1970 года на пенсии.

Писать стихи начал рано, примерно с десяти лет. Первое изданное  стихотворение, посвященное 10-летию Великого Октября, было напечатано в газете «Тагильский рабочий» в 1927 году. С этого момента он стал печататься в этой газете систематически. С 1927 по 1930 год был напечатано 30 его стихотворений. В годы учебы в Нижнетагильском техникуме, принимал активное участие в работе Нижнетагильского городского литературного объединения, организованного известным уральским писателем Алексеем Петровичем Бондиным. В работе литобъединения принимала участия и будущая известная уральская писательница Нина Аркадьевна Попова.

После окончания учебы в техникуме и отъезда из Нижнего Тагила в его творчестве наступил продолжительный перерыв. Только в 1947 году он возобновил свою литературную деятельность, но уже в жанре сатиры. Его сатирические произведения печатались в альманахах «Уральский современник», журнал «Урал», сатирических сборниках «Сорная трава» и «А еще и в шляпе», в газетах «Уральский рабочий»», «Вечерний Свердловск», «Тагильский рабочий», «Салдинский рабочий», «Красноуральский рабочий» и других.

В 1965 году в Среднеуральском книжном издательстве вышел в свет его первый сборник авторских стихов «Без намеков».

Поиски новых творческих решений привели его к сотрудничеству с композитором, доцентом Уральской консерватории Н.Пузеем, написавшим на литературные тексты Аржанникова мемориал-симфонию «У военных могил» и соло для фортепиано «Ищем их». Свердловским отделением Союза композиторов и Областным отделом культуры эти оба произведения были приняты к исполнению.

Дмитрий Михайлович свыше пятидесяти лет возглавляет Салдинское городское литобъединение, члены которого частые гости в школах, клубах и Дворце культуры. Выступали они и по Свердловскому радио и телевидению.

Д.П. Аржанников был одним из первых салдинских пионеров, затем комсомольцев. Член КПСС с 1945 года. Участник Великой Отечественной войны, лейтенант, был тяжело ранен в боях под Москвой. Награжден орденом «Красной звезды» и медалями,   в том числе, юбилейной Ленинской.

 


  • 0

#143 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 11:15

Бортнов Петр Степанович

Родился в 1918 году в Нижней Салде в семье рабочего, участника Гражданской войны. После окончания школы-семилетки поступил в школу ФЗУ в Свердловске и окончил ее в 1935 году. В школе был редактором стенгазеты.

С 1936 года работал на НСМЗ слесарем паровозного депо. В 1938 году был призван в армию, служил на Северном Сахалине в пограничных войсках. Был комсоргом роты. В годы Великой Отечественной войны был принят в ряды КПСС. Был членом бюро ВЛКСМ бригады и ответственным за наглядную агитацию бригады. Награжден двумя медалями.

Демобилизовался в конце 1945 года, вернулся на родину, работал воспитателем в ремесленном училище в Нижней Салде  и художником в клубе завода №95 в Верхней Салде.

В 1947 году поступил в Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. После окончания училища с 1950 года работал училище преподавателем специальных дисциплин. С 1957 года работал в мастерских Свердловского отделения художественного фонда СССР.

С 1950 года участвует во всех городских и областных художественных выставках. В 1961 году участвовал в областной и республиканской выставке «Советская Россия» с картиной «Уральские партизаны».

В 1964 году участвовал в зональной выставке «Урал социалистический» с картинами «В любую погоду» и «Красные орлы». В 1967 году на областной выставке представил свои работы «Братья», «Урал наш», «Прорыв» и «К земле». На зональной выставке «Урал социалистический» и республиканской выставке «Советская Россия» в Москве были представлены его картины «Прорыв» и «К земле».

Основной темой картин Бортнова П.С. является история Советского государства и Гражданская война.

 


  • 0

#144 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 21:02

Гнатюк Дмитрий Михайлович

В 1944 году в Нижнюю Салду прибыла большая партия парней. Они были репатриированы из Северной Буковины (Правобережная Украина). Все они были направлены на Нижнесалдинский металлургический завод. Многие из них работали в паро-силовом хозяйстве. Жили по квартирам у местных жителей Нижней Салды. В частности, по ул. К.Маркса, 14, у Слобцовой жило семь человек, в том числе и Гнатюк Дмитрий Михайлович, который работал в то время на заводе токарем.  Большинство репатриированных ребят, в том числе и Гнатюк, как истые украинцы, любили петь. Причем, пели хорошо и даже участвовали в народном хоре при клубе им. В.И.Ленина.

После окончания войны репатрианты уехали на родину. Вернулся домой в село Староселье Черновицкой области и Гнатюк. Вскоре он был направлен в Черновцы на краткосрочные учительские курсы, а по окончанию их приехал учителем в родное село.

Музыкальная одаренность и тяга Дмитрия Михайловича к театру не прошла мимо внимания местного Дома народного творчества. Его прослушали, стали давать ему уроки вокала, а потом помогли устроиться в хор при Черновицком музыкально-драматическом театре. А потом была учеба в Киевской консерватории, в классе Ивана Сергеевича Паторжинского (советский украинский оперный певец (бас), педагог, Народный артист СССР (1944), Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Среди его учеников — Д. Гнатюк, А. Кикоть, Е. Червонюк и др.).

Сегодня Дмитрий Михайлович Гнатюк – Заслуженный артист УССР, солист Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. Более 25 раз участвовал в гастрольных поездках за рубежом.

 

 


  • 0

#145 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 21:31

Ефимов Виктор Яковлевич

Родился в 1912 году в Нижней Салде в семье рабочего-токаря механического цеха СМЗ. Окончил 8 классов.

В художественную самодеятельность Ефимов пришел в 1927 году. Со дня основания Дома культуры металлургов работал там художником. Затем в этой же должности трудился в Тюменском драматическом театре, а Кустанайском драматическом театре (ныне Костанайский областной русский театр драмы и кукол – один из старейших театров Казахстана) был главным художником-постановщиком.

Война помешала дальнейшему мирному труду Ефимова. Кисть художника пришлось сменить на автомат бойца. Младший лейтенант Ефимов прошел всю войну, два раза был ранен. Пережитое и прочувствованное в годы войны отразились впоследствии в спектаклях, поставленных Виктором Яковлевичем.

С 1946 года Ефимов бессменный руководитель драматического коллектива при Доме культуры им. Ленина в Нижней Салде. 18 января 1962 года этому коллективу Свердловским облпрофсоветом присвоено было звание Народного драматического театра.

Кроме драмтеатра Ефимов руководил студией, которая работала при театре. Режиссеру приходилось заниматься с людьми разных профессий и возрастов. Любовь к искусству – вот что объединяет самодеятельных артистов и эту любовь и безграничную преданность своему делу воспитывает в них Виктор Яковлевич.

Ефимов – режиссер своего времени. В его спектаклях чувствуется дух времени, дух современности, дух нашего человека - строящего светлое будущее.

За годы работы в профессиональных и народном театрах Ефимов оформил как художник 185 спектаклей, подготовил 71 премьеру.

1 октября 1971 года В.Я.Ефимов вышел на заслуженный отдых.

 


  • 0

#146 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 22:27

Ефимов Павел Яковлевич

Родился 25 августа  1915 года в Нижней Салде. Его отец работал на СМЗ токарем, мать – домохозяйка. После окончания в 1930 году семилетней школы, учился на вечернем рабфаке. Одновременно с учебой работал управделами заводоуправления СМЗ, затем секретарем Нижнесалдинского райпрофсоюза.

Еще учась в школе принимал активное участие в драматическом коллективе народного театра при клубе металлургов им. Ленина в Н.Салде. Играл в пьесах «Без вины виноватые», «Бедность не порок» и других.

В 1937 году поступил в театральную школу, окончил ее в 1941 году. В 1942-1943 годах работал в ОСМЧ №66 (особая строительно-монтажная часть № 66, г.Н.Тагил), где потом был оставлен для работы по специальности «артист».

Первым профессиональным театром, где довелось работать Ефимову, был драмтеатр им. Островского в г. Кинешма.

С 1945 по 1965 год, с двухгодичным перерывом (1952-1954 г.), когда был командирован для работы в театре Советской армии за границей, Ефимов служил в  Свердловском театр им. Ленинского комсомола (ТЮЗ). С театром Советской армии много гастролировал по городам Польши и ГДР, знакомя трудящихся этих республик с театральным искусством России.

В 1965 году он был переведен в Свердловский драматический театр, но по состоянию здоровья вскоре был вынужден оставить Средний Урал и перейти на гастрольную работу.

В 1966 году работал в академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде, где с успехом играл Рихарда в пьесе Шекспира, а с 1967 года в театре драмы им. А. К. Толстого в г.Брянск, где в настоящее время готовит роль царя Федора Иоанновича по произведению Л.Толстого.

В 1957 году был принят в члены КПСС.

За  время своей театральной жизни П.Я.Ефимов  сыграл 83 роли, преимущественно современного репертуара. Из этого многочисленного списка ролей наиболее значимые: Ф.Э.Дзержинский в спектаклях «Кремлевские куранты» и «Именем революции», Анатолий Серов в постановке «Смелое сердце» об уральском летчике, Герое Советского Союза, Зеленин в пьесе «Коллеги» В.П.Аксенова, Саня Григорьев в спектакле «Два капитана» В.А.Каверина, Раскольников – «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, Жадов – «Доходное место» А.Н.Островского, Ромео – «Ромео и Джульета» У.Шекспира, герцог Винченцо «Мера за меру» У.Шекспира, Фердинанд «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, Ричард Третий «Ричард  Третий» У.Шекспира и многих других.

Ефимов Павел Яковлевич -  Заслуженный артист РСФСР.

Из автобиографии: «В течение всей своей творческой жизни, чтобы не оторваться питательной народной среды, я принимал активное участие в общественной жизни. Много встречался и работал среди молодежи Свердловска. И сейчас как-то даже не мыслю себя без общественной работы, которая дает возможность, мне как актеру, встречать, видеть, знакомиться с советскими людьми – прообразами моих сценических героев. Очевидно, поэтому коллектив всегда оказывал мне доверие. Я избирался членом Центрального Совета Всероссийского театрального общества, членом Пленума Кировского Районного комитета КПСС г.Свердловска, членом Обкома культуры, зам.председателя Свердловского отдела ВТО.

В 1957 году Министром культуры СССР я был награжден значком «За отличную работу».

В 1963 году Министр обороны СССР наградил меня значком «Отличник культурного шефства над Советской Армией».

И, конечно, наиболее высокой наградой для меня было решение Верховного Совета РСФСР от  28 апреля 1961 года о присвоении мне звания Заслуженного артиста РСФСР.

Клубная самодеятельность, которая открыла передо мной широкую творческую дорогу, не забыта мной до сих пор. Я и сегодня уделяю много времени для помощи самодеятельным коллективам  и даже долгое время руководил драматическим коллективом».

 


  • 0

#147 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2018 - 18:20

Исакова Антонина Петровна

SAM_2900.JPG

В 1955 году в Нижней Салде открылась музыкальная школа. Со дня ее открытия и до 1973 года в ней произведено 15 выпусков из 170 человек. Некоторые из окончивших  музыкальную школу позднее окончили консерваторию: Брусницын, Павлова, Хрулькова, Пашкевич и Быстриков, и музыкальный факультет педагогического института: Постылякова, Плаксина, Тихомирова и Бурцев. Почти все окончившие музыкальную школу сегодня работают на музыкальной педагогической работе во многих городах Советского Союза и даже в Польше.

Организация школы была поручена Исаковой Антонине Петровне, которая работает в школе бессменно до сих пор.

Исакова А.П. родилась в 1901 году. В 1918 году окончила педагогическое училище в Елабуге, а в 1937 году заочно окончила Свердловский учительский институт.

В Нижнюю Салду она приехала в 1931 году и работала в школах и педтехникуме, где вела уроки музыки. Около двух лет работала тапером в кинотеатре на сеансах немого кино. После окончания учительского института работала литератором и директором неполной средней школы №3, а с 1955 года начала свою деятельность в музыкальной школе.

Награждена знаком «Отличник Министерства культуры СССР».

 


  • 0

#148 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2018 - 21:14

Кузнецов Владимир Александрович, Заслуженный деятель искусств РСФРС

(1874-1960)

Kusnetsov_v_a.jpg

Один из старожилов Нижней Салды, живший по ул.Тресвятской (ныне Ленина) рассказывает: «Нас, мальчишек, интересовало все, что происходило на нашей улице. Заглядывая в подворотню одного дома, мы были поражены необычной картиной. Посреди двора находилась могила, такие могилы мы видели на кладбище, но здесь во дворе ее никогда раньше не было. У могилы стояли четыре женщины в странных кержацких костюмах. Хозяин был где-то во дворе, но к могиле не подходил. Когда мы стали взрослыми, мы узнали, что жил здесь художник Кузнецов В.А. и что на том дворе он писал одну из своих первых картин».

В.А.Кузнецов попал в Нижнюю Салду случайно. Его, студента Академии художеств, пригласил управляющий салдинского завода В.Е.Грум-Гржимайло для росписи стен строящейся Александро-Невской церкви.

Природа Урала и его люди привлекли к себе Кузнецова. На долгие годы он связал свою жизнь и творчество с Уралом и, в частности, с Нижней Салдой. Он говорил: «Урал дал мне очень много. Его могучая красота в цветовом разрезе завершила мое ученье, мои академические искания. Характерно красивый русский тип уральца помог мне в создании произведений вполне реалистичных, сильных по своему характеру. Урал манил меня и манит до сих пор исполинской, богатырской силой. Своим суровым богатством, красотой построения. Большая половина сказанного принадлежит Нижней Салде». (Из письма В.А.Кузнецова в 1955 году краеведческому кружку школы №1).

В Нижней Салде Кузнецовым была написана картина «Кануны», за которую он получил золотую медаль и поездку за границу. После возвращения из заграницы он работает над второй картиной – «Крестный ход» («Искони на Руси святой»). В ней были использованы впечатления от Крестного хода проходившего ежегодно девятого мая из Нижней Салды в Верхнюю Салду и Крестного хода в Мурзинке, а так же типы людей, которые он наблюдал в Нижней Салде. За картину «Крестный ход» Академия художеств наградила Кузнецова второй заграничной командировкой.

После своих заграничных поездок, в 1915 году он снова едет на Урал и возвращается в творчестве к своим ранним темам. Кузнецова привлекало старообрядчество различных толков. Он говорил: «Дремучие, девственные, бесконечные леса, топи болот, суровая природа и гонения выработали интересный, своеобразный характер крепкого семейного бытового уклада, упорных, твердых в своих убеждениях людей, гонимых церковной Москвой, у которых воспиталась сила воли, сила духа, находившая применение в отстаивании своего прошлого, упрямых, настойчивых».

На основе наблюдений и впечатлений от общения со староверами-кержаками в 1917 году и была им  закончена картина «Божьи люди».

Октябрьская революция внесла в творчество В.А.Кузнецова то новое и подлинно ценное, что было близко ему, как художнику народного жанра и портрета.

С громадной энергией и подъемом приступает Кузнецов к работе над циклом картин на революционные темы: «Февральская революция», «Смольный в 1917 году» и «Взятие Зимнего дворца».

В.А.Кузнецов участник нескольких международных выставок: в Риме с картиной «Канун», в Мюнхене – «Крестный ход» и «Чаепитие», в Праге – «Весна» и «Сваха», в Токио – «Уральский штейгер», в Париже – «Штаб Октября» и в Нью-Йорке – «Взятие Зимнего дворца».

В годы Великой Отечественной войны Кузнецов вновь вернулся на Урал, жил в Нижней Салде и Белорецке. Здесь в 1943 году им была написана картина «Встреча героя в родном доме на Урале», которая сегодня находится в Нижнесалдинском народном музее.

Умер В.А.Кузнецов в 1960 году в Верхней Салде и был похоронен на Верхнесалдинском кладбище.

 


  • 0

#149 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 16 Октябрь 2018 - 21:55

Константинов Валентин Васильевич

Во время Гражданской войны все основные красногвардейские формирования салдинцев направлялись на защиту от наступающих белогвардейцев Нижнего Тагила, а также участвовали в боях под Невьянском, Нижним Тагилом и Кушвой.

Этот период истории хорошо описан в романе В.В.Константинова «Второе рождение». Там можно встретить описания боевых действий воинских частей, в которых дрались салдинцы, и фамилии некоторых из них, например, Углова А.Ф. Это можно объяснить лишь тем, что автор романа – салдинец.

Константинов В.В. родился 7 мая 1898 года в Верхней Салде в семье рабочего. Окончил три класса начальной школы и с 12 лет начал трудовую деятельность: рассыльным, учеником столяра и слесаря, а с 1917 года – слесарем, кочегаром и машинистом Нижнетагильского паровозного депо.

В 1924 году он поступает учиться на рабфак в Свердловск, а после его окончания, в 1927 году поступает в Московский институт инженеров транспорта, который окончил в 1932 году.

До выхода на пенсию в 1955 году Константинов работал по своей специальности инженера-механика железнодорожного транспорта на Южной железной дороге и в Свердловске.

Несмотря на большое влечение к литературе, свою первую книгу он написал лишь в 1942 году. Это была работа по его основной специальности под названием «Паровозник промышленного транспорта». Книга была издана в 1942 году, затем переиздана в 1945 году.

После войны им был написан роман «Второе рождение», изданный в 1951 году Молотовским (ныне Пермским) государственным издательством. В 1953 году вышло второе издание романа, исправленное и дополненное. В том же году, тем же издательством была издана его повесть «На рельсах».

В 1958 году по роману «Второе рождение» режиссером Нижнетагильского драмтеатра Утешинским была поставлена инсценировка, которая с успехом прошла в Нижнем Тагиле и Свердловске.

После выхода на пенсию В.В.Константинов переехал на жительство в Кисловодск, где работает над большим романом «К сияющим вершинам», продолжением романа «Второе рождение».

 


  • 0

#150 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2018 - 09:17

Краюшкина Эра Сергеевна

kraushkina.jpg amneris1.JPG

В конце 19 – начале 20 века на Нижнесалдинском заводе работал вольцетокарем Петр Алексеевич Матронин. Кроме работы на заводе он остался в памяти народа, как хороший певец, организатор и руководитель церковного хора. Пели в хоре и его четыре  дочери. Может быть, поэтому одна из его внучек поет сейчас в оперном театре им. Кирова в Ленинграде.

Эра Сергеевна родилась в 1930 году в Красноуфимске, а ее родители – Сергей Иванович и Зинаида Петровна Краюшкины родились в Нижней Салде.

После окончания средней школы Эра Сергеевна поступила в Уральскую консерваторию.

30 декабря 1952 года представителями Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова она была отобрана для работы в этом театре и выпущена из консерватории досрочно. С этого времени она работает в театре им. Кирова.

Вот некоторые исполненные ею партии: Амнерис из оперы «Аида», Мария Мнишек из оперы «Борис Годунов», Аксинья – «Тихий дон», Жанна Д’Арк – «Орлеанская дева».

Эра Сергеевна член КПСС с 1956 года. Она выполняла  ряд общественных нагрузок: секретарь комсомольской организации театра, секретарь парткома.

 

В качестве исторической справки от редактора:

КРАЮШКИНА ЭРА СЕРГЕЕВНА родилась 22 февраля 1930 года в Красноуфимске. Певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (5.07.1983). Окончила с отличием Уральскую государственную консерваторию (1952). Солистка оперы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (1953-1986). Снялась в телевизионном фильме-опере «Демон» (1960, режиссер В. Головин) вместе с Г. Отсом и С. Лемешевым.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: Марина Мнишек и Фёдор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Полина и Миловзор («Пиковая дама» П. Чайковского), Гений добра («Демон» А. Рубинштейна), Иоанна («Орлеанская дева» П. Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Флора Бервуа («Травиата» Дж. Верди), Любовь («Мазепа» П. Чайковского)

Княгиня («Чародейка» П. Чайковского), Прециозилла («Сила судьбы» Дж. Верди, 1963), Коробочка («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1978).

 

«Эра Сергеевна Краюшкина окончила с отличием Уральскую консерваторию в 1952 году и в 1953 году была приглашена в Кировский театр, где выступала до 1986 года. Дебют певицы состоялся в роли Полины-Миловзора. Известность и признание пришли к Краюшкиной после ее блестящего выступления в роли Иоанны. Она поступала в театр именно с этой партией, но спела ее только спустя несколько лет. Воплотить сложнейший образ на сцене ей помогла С.П.Преображенская. В числе многочисленных партий (более 60-ти), спетых артисткой -  Любовь в «Мазепе», Княгиня в «Чародейке», Ангел в «Демоне», Амнерис и др. Заслуженная артистка РСФСР. Снялась в телевизионном фильме-опере «Демон» (1960, режиссер В.Головин) вместе с Г.Отсом и С.Лемешевым.

В разговоре со мной Эра Сергеевна вспоминала какие-то отдельные детали постановки «Силы судьбы». Отмечала, что на репетиции часто приходил Исаак Гликман, с которым Роман Иринархович поддерживал творческие и дружеские отношения, помогал ценными советами по поводу сценических решений. Вслед за Филатовой рассказывала про необыкновенно творческую атмосферу этих репетиций: «Тихомиров давал нам довольно большую свободу, приветствовал любые предложения по поводу той или иной мизансцены. Так, в моей очень сложной и виртуозной партии Прециозиллы, включающей верхнее «до» (в финале сцены Lorchè pifferi – прим. авт.), нужно было совмещать труднейшие вокальные пассажи с танцами и стремительными передвижениями по сцене. И я сама могла во многом влиять на сценический рисунок роли…»

(Из воспоминаний театрального критика Евгения Цодокова)

 


  • 0

#151 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2018 - 21:05

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

egidaatfkk8k-dmitrii-mamin-sibiriak-v-molodosti.jpg

Дмитрий Наркисович родился 25 октября 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе в семье священника.

В 1864 году поступил в Екатеринбургское училище, по окончанию которого в 1868 году поступил в Пермскую духовную семинарию. Окончив курс семинарии, поехал в Петербург и в 1871 году поступил в медико-хирургическую академию. В 1874 году перешел в университет на юридический факультет, но курс не окончил, поскольку в это время умер его отец и семья осталась без средств к существованию.

Осенью 1877 года Мамин возвращается на Урал в Нижнюю Салду, куда в 1876 году перебралась из Висима его семья. В Нижней Салде он прожил с 1877 по 1878 год, но устроиться на работу не смог и переехал в Екатеринбург.

В Нижней Салде Мамин познакомился с Марией Якимовной Алексеевой, муж которой служил на НСМЗ инженером. С мужем она развелась и вскоре стала гражданской женой Мамина. Мария Якимовна – дочь управляющего завода Якима Семеновича Колногорова, была молодой, красивой женщиной, умной и образованной. Она обладала редким музыкальным дарованием. В ее лице Мамин нашел не только умную собеседницу, но и чуткого, преданного друга. Она поддерживала в молодом писателе уверенность  в литературных силах, помогала ему в работе, особенно над первыми романами «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо». Мария Якимовна была душой кружка, сплотившегося вокруг Мамина в Екатеринбурге. Эта связь, основанная на взаимном уважении, длилась больше десяти лет.

Во время пребывания в Нижней Салде Мамин знакомится с металлургическим заводом и его рабочими. Его близким другом, сопровождавшим его на охоте, был рабочий завода П.А.Матрохин. На основании материалов и впечатлений о заводе Мамин написал в 1881 году повесть «Сестры» - очерк из жизни заводов Среднего Урала.

«Сестры» - яркая иллюстрация «особого быта» уральских горных заводов. Здесь писатель впервые поднимает заводскую тему, которая в дальнейшем проходит через все его творчество, как тема трудолюбивого и талантливого народа бесчеловечно эксплуатируемого капиталом. В таком смысле можно рассматривать это произведение, как одно из узловых.

Мастерское описание трудового процесса на заводе, данное в «Сестрах», почти из слова в слово перенесено в роман «Горное гнездо». В романе «Три конца» также появляются фигуры из «Сестер» - плотинного, уставщика и заводского дурачка Яши. Знакомые по «Сестрам» образы возникают и в таких произведениях Мамина, как «Авва», «На шихане», «Блажная».

Живя в Нижней Салде Мамин работает над «Уральскими рассказами» и заканчивает первую часть «Приваловских миллионов».

Мамин некоторое время состоял членом Нижнесалдинского ссудо-сберегательного товарищества. В Центральном государственном архиве литературы и искусства хранится расчетная книжка Д.Н.Мамина, выданная этим товариществом.

1 (14) ноября 1912 года Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге. Писателя похоронили по его завещанию на кладбище Александро-Невской лавры.

 


  • 0

#152 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2018 - 21:26

Немирович-Данченко Василий Иванович

(1884-1936)

a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg

Русский писатель и журналист, брат знаменитого режиссера Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Много ездил по России и странам Европы. Свои путевые впечатления описал в многочисленных очерках. Был военным корреспондентом на Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, на Русско-японской войне 1904-1905 годов, на Первой Мировой войне 1914-1918 годов. Его перу принадлежит множество романов о кавказских и русско-турецких войнах, бытовых романов, сборников и мемуаров. Всего около 250 книг. Работы В.И.Немировича-Данченко были высоко оценены И.С.Тургеневым и А.М.Горьким.

Последние годы жизни он провел в эмиграции и умер в Праге в 1936 году.

В 1875 году он посетил Урал и написал книгу «Кама и Урал». Последние четыре главы этой книги посвящены описанию Нижней Салды – заводского поселка, Бессемера и забастовки 1874 года.

Последняя глава книги заканчивается следующими строками: «Когда мы уезжали из Салды, солнце светило вовсю. Свежий осенний ветер колыхал пожелтевшие листья деревьев. Красивые холмы теснились вокруг глубоких долин, где шумно змеились чистые уральские реки.

Золотым дном казался весь этот край с его неисчерпаемыми богатствами, золотым дном, где все-таки ухитрились довести население чуть не до голодовки. Хищнически разрабатываются здесь сокровища, глубоко сокрытые в недрах земли, миллионы, добытые таким образом, праздно разбрасываются на ветер. И жаль становится этих заброшенных крестьян, больно за захолустье, где в вечной нужде своей бьется до кровавого пота рабочий, не зная сегодня, будет ли он сыт завтра».

 


  • 0

#153 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2018 - 21:58

Пряничников Иван Александрович

risunok2.jpg

6 сентября 1918 года в деревне Пряничниково, что стоит на реке Тагил, родился Иван Александрович Пряничников – человек нежной души, мягкого характера, тонкий и душевный лирик. Такие черты характера Иван Александрович унаследовал от своей матери, а затем по капельке, по росиночке вбирал в себя под сенью живописного уголка родной уральской природы.

Однако бессердечность и деспотичность отца сделали его детство безрадостным. Все больше мальчик становился замкнутым, искал уединения. Такие стечения обстоятельств, очевидно и пробудили в мальчике поэтические чувства, а знакомство с книгой и литературой привели его в страну Поэзию.

Первые его стихи были напечатаны в 1940 году в газете «На рубеже», когда поэт уже находился на службе в рядах Красной Армии. А перед службой в армии Иван Александрович работал в колхозе, окончил два курса металлургического рабфака. В армии служил с 1939 по 1946 год рядовым бойцом на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией в Манчжурии и Корее. В этот период он пишет много стихов, делает зарисовки, оформляет стенгазеты воинской части и много читает. Печатался в нескольких фронтовых, армейских и дивизионных газетах и в альманахе «За Советскую Родину».

После демобилизации Пряничников вернулся в родную деревню, работал художественным руководителем сельского клуба. Но по болезни эту работу пришлось оставить и перейти на Верхнесалдинский металлообрабатывающий завод заводским художников, в различных цехах которого он и работал до конца своих дней.

Величайшее человеколюбие, желание видеть в людях в первую очередь друзей и только друзей, постоянное стремление к самосовершенствованию, строжайшая требовательность к себе и только потом к людям – были главными чертами его характера. Прямолинейность суждений и открытость его характера достойны самого глубокого уважения.

Иван Александрович горячо любил свою родину, свой народ, людей труда, умел трудиться и сам.

Родина, народ, верность в дружбе и любви, родной край, труд, трудное детство и суровая молодость, ратный солдатский труд – все это вдохновляло поэта к творчеству, служило поводом к написанию того или иного произведения. Все его произведения глубоко лиричны. Даже фельетоны, которых им написано более 40, отличались какой-то беспощадной и убийственной лирикой.

Всего им написано, по его словам, более 400 стихотворений, около 1000 частушек и других поэтических форм, которые в разное время помещались на страницах районных, городских и областных газет. Как стрелка магнитного компаса Иван Пряничников умел откликнуться и на события текущего дня.

Скончался Иван Александрович 20 сентября 1967 года, всего за полтора месяца до юбилея Родины, которую он любил и защищал от всякой нечисти - грудью, боевым оружием и своей поэзией.

К его заслугам следует отнести и то, что он являлся одним из главных организаторов литературного объединения в Верхней Салде.

 


  • 0

#154 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 18 Октябрь 2018 - 19:33

Пузей Николай Михайлович

post-68-0-13557400-1445844527.jpg

Родился в 1915 году в Верхней Салде. Еще в детстве, в семье выучился играть на балалайке, мандолине и гитаре, а в школе – на рояле. И все на слух. Еще будучи пионером, стал руководителем школьного оркестра народных инструментов и выезжал с ним в Нижний Тагил и Свердловск на окружные и областные пионерские слеты.

После окончания седьмого класса работал телеграфистом, инструктором физкультуры, учетчиком на складе, руководителем отдела  технической пропаганды на строительстве завода «Стальмост». Но ни одна из этих работ не могла оторвать его от музыки. Постепенно он убедился, что в его жизни есть только одна настоящая любовь и великая радость – это музыка. И осознав это, он бросил все и почто без денег уехал в Пермь, где поступил в музыкальное училище.

Проучился он в училище всего полтора года. Семья помогать ему материально не могла, подхалтуривать он не умел, а потому, не выдержав полуголодной студенческой жизни, вернулся домой в Верхнюю Салду. Здесь он с музыкой по-прежнему не расставался, руководил оркестром народных инструментов в клубе металлургов и работал тапером в кино. Игра на рояле во время киносеансов стала для него отличной тренировкой техники исполнения.

В 1936 году Николай Михайлович поступил в Свердловское музыкальное училище, а через три года поступил в Уральскую консерваторию на композиторское отделение.

Начавшаяся война застала его на втором курсе консерватории и оторвала от работы над второй сонатой для фортепиано. Прямо из консерватории он попал в пехотное училище, а потом был направлен на фронт под Воронеж. В мае 1943 года Пузей, в должности командира минометной батареи, принимал участие в битве на Курской дуге. С этой батареей он дошел с боями до Праги. Был дважды ранен. Награжден орденами «Красной Звезды» и дважды «Отечественной войны», а также медалью «За отвагу».

В мае 1946 года Пузей демобилизовался и снова поступил в Уральскую консерваторию, сдав экстерном все экзамены за третий курс. Вскоре он закончил, начатую еще до войны, вторую сонату для фортепиано. В 1948 году окончил консерваторию и большой концерт для фортепиано с оркестром. Его принимают в Союз композиторов.

С тех пор вся жизнь Николая Михайловича полностью и без остатка была отдана музыке. Он преподает в Уральской консерватории и ведет два предмета – сочинение и гармонию.  Воспитывает будущих композиторов и музыковедов, а еще пишет музыку, много, разнообразно и интересно.

Им написаны несколько симфоний, симфоническая поэма «Легенда-быль», два концерта для фортепиано с оркестром, две сонаты для фортепиано и целые циклы музыкальных пьес, песен и романсов.

Тема Урала и родной земли проходит через все его творчество. И еще одна тема проходит через очень многие его произведения – это Великая Отечественная война. Есть она и в его своеобразных музыкальных поэмах.

Музыка Николая Михайловича получила положительную оценку  такого известного советского композитора как  Дмитрий Шестакович.

 


  • 0

#155 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 19 Октябрь 2018 - 15:09

Родыгин Евгений Павлович

f8e880f4d4f196e3f3d6788e44fcd624.jpg RODYGIN2.jpg

Композитор Родыгин Евгений Павлович родился в 1925 году в г.Чусовом Пермской области. В девятилетнем возрасте он поступил в Лысьвенскую музыкальную школу, где учился по классу фортепиано у педагога В.К. Логовской. Занятия в детской музыкальной школе продолжались с 1934 по 1935 год, после чего были прерваны в связи с переездом семьи в Нижнюю Салду, где в то время музыкальной школы не было. Поэтому Евгений продолжил музыкальное обучение в музыкальной школе Нижнего Тагила, куда ездил раз в неделю получить задания и сдать полученный ранее урок.  Но поскольку эти поездки были связаны с пропуском занятий в основной школе, музыкальную школу пришлось оставить.

К этому времени в Нижней Салде был организован пионерский ансамбль песни и пляски, руководимый энтузиастом своего дела Михаилом Староорлецким. Именно здесь двенадцатилетний музыкант впервые знакомится с народными музыкальными инструментами, научившись играть сначала на балалайке и добре, а затем и на баяне.

Началась Великая Отечественная война и руководитель ансамбля, уходя на фронт, оставил свой коллектив шестнадцатилетнему Евгению Родыгину. Юному руководителю коллектива теперь необходимо было самостоятельно  подбирать интересный музыкальный материал, разучивать с хором партии, научиться делать оркестровую партитуру и, наконец, дирижировать. И со всем этим юный Женя Родыгин справился. Именно в эти годы и определился жизненный путь молодого музыканта. В 1942 году, по окончанию десятого класса Евгений Павлович становится музыкантом-профессионалом. И помог ему в этом случай.

В мае 1942 года в Нижнюю Салду с гастролями прибыл Московский профсоюзный ансамбль песни и пляски, которым руководил А.Г.Новиков. Как-то раз Новиков заглянул в комнату баянистов во Дворце металлургов, где увидел, как молодой баянист увлеченно поет под собственный аккомпанемент русскую народную песню. Так состоялось знакомство Евгения Родыгина и известного музыканта. А через два месяца, получив аттестат зрелости, Родыгин поступил работать баянистом в ансамбль Новикова.

В трудное военное время, часто голодные, не считаясь с усталостью, артисты ансамбля Новикова несли жизненно утверждающее искусство, мужественную песню и бодрый танец героическим труженикам нашего тыла.

В конце 1942 года Евгений Павлович пришел в один из московских военкоматов и добровольцем ушел на фронт. На переднем крае войны, рядом со смертью теперь звучал его баян, согревая  солдатское сердце любовью к Родине и поднимая на борьбу с врагом. Порой у него не было под руками ни нот, ни стихов и тогда песни складывались сами.

Именно на фронте Родыгин впервые начал сочинять музыку. К концу войны при дивизии, в которой он служил, был организован ансамбль. В перерывах между боями солдаты-музыканты были частыми и желанными гостями в батальонах и полках. Именно здесь, на фронте у начинающего композитора впервые сформировалось его эстетическое кредо – служить людям своим искусством, помогать им находить в жизни прекрасное. Именно в том, насколько хорошо или плохо его музыкальные произведения выполняют эту роль, и заключается критерий творческой ценности.

Закончилась война. После тяжелого ранения в апреле 1945 года Е.П.Родыгин вернулся на Урал. Ему хотелось продолжить свое музыкальное образование. Но достаточно трудно было поступить в консерваторию, не имея законченного музыкального образования. Помогла Родыгину многолетняя концертная практика и первые композиторские опыты – фронтовые песни. Консерваторию молодой композитор окончил в 1950 году по классу сочинения педагога В.Н.Трамбицкого.

Затем была работа в Уральском народном хоре, заведующим музыкальной частью. Именно здесь, в общении с талантливыми исполнителями и зрительской аудиторией, молодой композитор совершенствовал свое творческое мастерство.

С 1951 по 1956 год Родыгиным было создано много песен для хора. Среди них ставшие ныне популярными «Уральская рябинушка», «Небо темносинее»», «У границы», «Куда бежишь тропинка милая», «Едут новоселы», «Белым снегом» и многие  другие.

В годы своей работы в хоре, композитор проявил интерес и к другим музыкальным жанрам. С большим увлечением он работал в кино. С благодарностью вспоминает Родыгин о коллективе Свердловской киностудии, который помог ему освоить все сложности и тонкости сочинения музыки для микрофона. Наиболее интересными из этих работ были музыкальные оформления к фильмам «По Чусовой», «Новая Кама», «Однажды летом» и, наконец, музыка к художественному кинофильму «Во власти золота» режиссера И.К. Правова.

Е.П. Родыгин частый гость на Свердловской студии радио и телевидения. А полюбившаяся уральцам «Песня о Свердловске», написанная на стихи Г.Варшавского, была создана в тесном сотрудничестве с коллективом Свердловской телестудии.

Одной из последних работ Родыгина - музыкальная комедия «Простор широкий», написанная для Омского театра музкомедии.

В настоящее время в творческих планах композитора создание новых песен на стихи свердловских поэтов и новых музыкальных произведений о молодежи и тружениках Урала.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1973 года композитору Е.П.Родыгину присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

 


  • 0

#156 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 19 Октябрь 2018 - 15:55

Степанов Николай Петрович

getimage.jpg

Родился в апреле 1918 года на Сысьвенском заводе Екатеринбургской губернии в семье табельщика цеха и домохозяйки. Его отец по окончании курсов народных судей был направлен в Верхотурье, а затем в Нижнюю Салду, куда переехала и его семья.

Николай Петрович окончил в Нижней Салде 7 классов неполной средней школы. Работал в театре рабочей молодежи Нижней Салды, а после расформирования театра – учеником токаря в цехе рельсовых скреплений СМЗ. Был физруком, комсоргом.

В 1935 году пошел работать в профессиональный театр в г.Богословске, затем переехал в г.Ялуторовск, где служил актером  в первом колхозно-совхозном театре Омской области. Позднее работал в передвижном театре в Тавде, Омске, Соликамске, Кизеле и Березниках.

В 1939 году был тарифицирован, как актер первой категории и награжден творческой поездкой на сельско-хозяйственную выставку в Москву.

В 1940 году призван в Красную армию. В мае 1941 года окончил школу младшего авиационного состава и направлен для прохождения дальнейшей службы на должность авиамеханика в 702 авиаполк  на Камчатку, где прослужил до ноября 1946 года. Был пропагандистом, избирался зам.парторга части. В ноябре 1943 года принят в партию. За участие в войне с Японией имел благодарности от Верховного главнокомандующего, награжден медалями “За боевые заслуги”, “За победу над Японией”.

В ноябре 1946 года, после демобилизации, направлен на работу в Красноуральский драматический театр на должность заместителя директора. Был избран парторгом театра и депутатом Горсовета.

В 1947 году получил подтверждение в тарификации актера первой категории. Играл в спектаклях «Без вины виноватые» - Незнамов, «На дне» – Петр, «Платон Кречет» - Степа, Аркадий, «Последние» - Александр, «Украденное счастье» - М.Гурман, «Далеко от Сталинграда» - Огниев, «Люди с чистой совестью» - Руднев, «Женитьба Белугина» - Андрей Белугин, «Два брата» - Александр,  Юрий, «Глубокие корни» - Бретт, «Слава» - Мотыльков, «Банкир» - Тур, и другие. Поставил в театре спектакль «Красный галстук» С.Михалкова.

В 1949 году, по семейным обстоятельствам  переехал в Нижнюю Салду, где работал начальником районного отдела кинофикации, а затем, по решению райкома партии был переведен директором Дома культуры имени В. И. Ленина. Дважды окончил трехмесячные курсы повышения квалификации в Москве. В Нижней Салде неоднократно избирался членом завкома, депутатом горсовета, членом парткома, кандидатом в члены пленума Райкома.

В 1964 году Николай Петрович перешел работать директором Дворца культуры имени 1 Мая в Верхней Салде. Избирался членом завкома и депутатом Городского Совета. За успехи коллектива в смотре культучреждений страны (в честь 100-летия В.И.Ленина), занявшего первое место среди Дворцов культуры первой группы Свердловской области, награжден грамотой и юбилейной медалью. По итогам работы в восьмой пятилетке награжден орденом «Октябрьской революции».

Как режиссер поставил спектакли «Глубокие корни», «Счастье», «Платон Кречет», «Два брата», «Вас вызывает Таймыр», «Любовь Яровая», «Иван да Марья», «Чужой ребенок» и другие. За постановку спектакля «Соловьиная ночь» награжден Дипломом первой степени.

Николай Петрович награжден медалями «20 лет Победы над Германией», «50 лет Советской армии». Воинское звание – старший лейтенант.

 


  • 0

#157 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 19 Октябрь 2018 - 18:16

Смольников Василий Кирович

Морозным январским днем 1896 года Нижний Тагил провожал в последний путь своего поэта Василия Кировича Смольникова. Ни известностью, ни славой он не сравнялся со своим современником Д.Н.Маминым-Сибиряком, однако в памяти земляков оставил значительный след. Это был первый крупный поэт рабочего Урала.

Биография Василия Кировича особыми яркими красками не блистала. Родился он 5(17) мая 1824 года в Нижнесалдинском заводе. Был демидовским крепостным. Правда, его отцу Киру Гавриловичу в свое время повезло, из крепостных подростков он вышел в главные расчетчики завода. Поэтому ему удалось пристроить своего сына в Выйское заводское училище. По каждому из 12 изучаемых предметов будущий поэт получил награду.

Вскоре он стал работать бухгалтером Нижнесергинского завода. Незаурядные способности позволили Смольникову сделать успешную служебную карьеру. Он был назначен в лесной отдел Главного управления Демидовских заводов в Нижнем Тагиле.

Широконачитанный человек, Василий Кирович имел неплохую личную библиотеку, хорошо знал классическую поэзию.

После освобождения от крепостной зависимости Смольников приписался в мещане города Екатеринбурга, но связей с Нижним Тагилом не порывал. Именно там он был широко известен как поэт, а его произведения ходили в народе по рукам в списках.

Доходчивые, народные по своей сути стихи Смольникова быстро становились песнями. В них остро высмеивались злоупотребления и махинации  заводского начальства.

Вот, например, его описание Тагильской ярмарки:

«…Навезли товаров разных

Для рабочих и приказных

Выбор щегольской…»

Все здесь есть: груды рыбы – не давай лишь нюхать носу, кули с затхлой махоркой, сласти с патокой – их надо есть лишь размоченными. И за все это с рабочего люда дерут втридорога.

«…Тут полиция гуляет.

Пристав Крюков разъезжает,

Весело глядит.

Для него товарец лучший.

Ах, купцы – народец шустрый

Знают, что продать…»

Или вот песни доверенных обходных и караульщиков. Начальник пытливо капается в памяти, нет ли кого «…К кому бы было можно

Съездить неотложно.

Хоть на именина,

Или на крестина,

Даже и к годинам.

Или же к родинам

Можно привязаться…»

В песнях Смольникова называются конкретные носители зла – представители Тагильской заводской администрации. Тем большей популярностью пользовались песни в среде рабочих и мелких служащих, становясь, порою, настоящими бунтарскими прокламациями.

К сожалению,  творчество этого оригинального поэта еще мало изучено. Василий Кирович был жизнерадостным человеком, никогда не расставался с шуткой и никогда за свои, почти 74 года жизни не болел. Только за неделю до смерти почувствовал себя плохо и слег.

Умер Смольников в Нижнем Тагиле, где прожил большую часть своей жизни и пользовался уважением современников.

(А.Пудваль, «Поэт – рабочий Урала», Календарь-справочник Свердловской области, 1969 г.)

 

В качестве дополнения к материалу от редактора:

Эта песня получена редакцией «Уральского рабочего», как отклик на статью Е. М. Блиновой об уральском фольклоре от 4 марта 1936 года. Данная песня является сокращённым вариантом сатирической «Песни дозорных», сочинённой крепостным поэтом Василием Кировичем Смольниковым в 1860 году. Вот текст этой «Песни дозорных»:

Ехал наш начальник

На лошадке чалой

В слякоть во такую

В лавочку пивную.

Ехал не в долгуше,

Как велел Карлуша,

Ехал он на дрожках.

Дрожки хоть немножко

Плоховаты были,

Всё ж они служили

Признаком отличья

Для его величья.

Сказал он в конторе:

«Если спросит вскоре

Меня управитель,

«У судьи»,— скажите;

У него же, кстати,

Дело об утрате

Будет, может статься,

Скоро разбираться».

Приехал он в пивную,

Спросил четвертную.

Осушили пиво.

Начал он пытливо

В памяти копаться,

Нет ли, может статься,

Кого из служащих,

Хоть самых лядащих,

Иль из дозорных,

Нет, так из амбарных,

К кому бы было можно

Съездить неотложно

Хоть на именины,

Или на крестины.

Даже и к годинам

Или же к родинам

Можно привязаться,

Только б нализаться.

Подумав немного,

Крикнул он вдруг строго

Кучеру своему.

«Поезжай до дому

Кузнечного уставщика.

Он волею трактирщика

Получил награду,

Так его мне надо

Повидать сегодня».

Просидевши с полдня

В доме том до ночи.

Сделавшись, как мощи,

Наш начальник скоро

Отведён в контору.

Облившись водою,

Взяв фонарь с собою,

Пошёл он обходом

По всему заводу.

Увидал кого-то

Шедшим из завода

С лоскутом железа.

Он его теперь же

Отправил в правленье

Впредь до разрешенья

Дела по закону.

Сам пошёл до дому.

Подходя к воротам,

Встретил с целым возом

Сходного железа.

Увидав, что к возу

Лезет караульный

И кричит он сильно,

Просит накладную

Показать, какую

Возчик тот имеет.

Возчик не робеет,

К начальству подходит

И его отводит

Несколько в сторонку

И ему тихонько

Что-то молвил скоро.

«Пропустить! — без страха

Крикнул наш начальник.

И, отдав фонарик

В руки обходному,

Поехал до дому.

Ура! (три раза) Многая лета! (три раза)

 

В обнаруженном подлиннике, писанном рукой автора, песня озаглавлена: «Бесплатное приложение к «Тагильскому вестнику» (Песня дозорных, обходных и караульщиков). На голос песни: «Залетная пташечка по полю летала». (Посвящается И.Ф.Б.)».

Во всём этом есть ряд мест, достойных внимания. С одной стороны, мы узнаём имя автора, творчество которого потом фольклоризировалось, а с другой, — упоминание о каком-то «Тагильском вестнике». Известно, что в 1861 и 1862 гг. издавался рукописный журнал «Шадринский вестник» (издатель, редактор и автор — выдающийся русский математик И. М. Первушин). В те же годы в селе Реутовском, под гор. Камышловом, выпускался «Камышловский вестник». Возможно, такие «вестники» были и в других городах, как тот же Тагил; к сожалению, до нас полностью дошёл только «Шадринский вестник», теперь хранимый в Свердловском областном государственном архиве.

(Из книги В.П. БИРЮКОВА «УРАЛ В ЕГО ЖИВОМ СЛОВЕ»)

 


  • 0

#158 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 20 Октябрь 2018 - 11:23

Черных Сергей Иванович

SAM_2921.JPG

 «Может это передалось мне природно от отца и матери. Мой отец играл на двухрядных гармониках русского и немецкого строев. У него, тоже на двухрядной гармонике, девяти-десятилетним мальчиком я и научился исполнять простые русские песни. Родители мои и пели очень не дурно. Пела и много знала песен, а также сказок моя бабушка Клавдия Агаповна, которая была родом из деревни Кокшарово. Любовь к природе мне передалась от матери и бабушки. Пение птиц в лесу в весеннюю пору и кукушку мать слушала с волнением до слез.

К творчеству меня потянуло еще в училище. В 1933 году я написал вальс «Дуновение весны». К стихам меня тянуло с детства. В годы войны я написал ряд песен и стихов патриотического характера. Большая часть из них была написана в Верхней Салде: «Песня о Салде», «Урал мой Урал», «Марш салдинских пионеров». Есть у меня песни и для взрослых».  (Из автобиографии С.И.Черных).

Сергей Иванович родился 23 сентября 1916 года в деревне Черновой Пиинского сельсовета Верхотурского района. В 1934 году окончил Верхнетуринское ФЗУ по специальности токаря по металлу и работал в механическом цехе Красноуральского медеплавильного комбината.

В 1936 году поступил в Свердловский музыкальный техникум им. П.И.Чайковского, но по ряду причин техникум ему пришлось оставить на половине последнего курса.

В апреле 1940 года он был призван в Красную армию и направлен в 3-ю морскую пограничную школу в г. Шлиссельбург. По окончанию школы был направлен в пограничный дивизион на реку Аму-Дарью, где до этого не было охраны водной границы нашей страны. Начало Великой Отечественной войны его застало в этом дивизионе. Осенью 1941 года Черных был направлен в распоряжение Хабаровского погранпорта.

В 1944 году политотдел КАФ назначил Черных художественным руководителем тыла флотилии и поручено выявлять талантливых любителей художественной самодеятельности во всех частях, находящихся в округе. Задание командования было выполнено. Был создан крупный творческий коллектив, подобран для него репертуар и проведено ряд концертов. При смотре пятой флотской олимпиады в начале февраля 1945 года на концертах присутствовали командующий флотилии вице-адмирал Седельников и член военного совета флотилии контр-адмирал Яковленко. За проведение программы на олимпиаде коллектив получил почетное место, многих участников наградили грамотами и денежными премиями. С.И.Черных был награжден двумя грамотами - за организацию и собственное исполнение, и 250 рублями.

В марте 1945 года, в связи с болезнью, Черных был переведен на инвалидность второй группы и вернулся на родину. Проживал сначала на Басьянке, а потом в Верхней Салде.

Всего написано С.И.Черных: песенных текстов с переложением их на музыку – 50, переложены на музыку стихи Пряничникова И.А., Терентьева А., Захарова, Куштума Н.А., написано свыше 15 инструментальных вещей для баяна и фортепиано, свыше 50 стихов для взрослых и свыше 15 стихов для детей, 10 песен для детей разного возраста и несколько танцев для детей.

 


  • 0

#159 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 20 Октябрь 2018 - 11:49

Шамарин Василий Федорович

Художественная самодеятельность Нижней Салды ведет свою родословную с 1882 года, когда женой управляющего завода Поленова К.П. Ольгой Константиновной был организован драмкружок и поставлен первый спектакль на чердаке дома управителя.

В 1957 году драматический коллектив отметил свой 75-летний юбилей. А 18 января 1962 года решением Свердловского Облпрофсовета драмколлективу Нижнесалдинского дома культуры было присвоено звание Народного театра.

Одним из старейших представителей драмтеатра был Шамарин Василий Федорович. Родился он в Нижней Салде семье рабочего-прокатчика СМЗ. Окончил начальную школу. Работать начал в 14 лет в огнеупорном цехе, где проработал 5 лет. Затем перешел на работу продавца, а позднее экспедитора завода. На этой должности проработал около 30 лет до выхода на пенсию в 1940-х годах.

В драмколлективе Василий Федорович начинал работать суфлером в 1897 году, а уже на следующий год его имя встречается на афише в числе артистов и режиссеров.

В 1904 году он участвует в спектакле «Раздор», в 1905 году  - «Рекрутчина», в 1906 году – «Ванька-ключник», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись»,  в 1907 году – «Бедность не порок», в 1908 году – «Чужой каравай», «Тяжкая доля», в 1910 году – «Женитьба», в 1916 году – «На пороге к делу», в 1918 году – «Не так жили, как хочется». И это лишь не полный перечень пьес, в которых участвовал Шамарин.

27 ноября  1947 года, в торжественной обстановке отмечался 50-летний юбилей сценической деятельности Василия Федоровича. На том юбилейном вечере был показан спектакль «Без вины виноватые» с его участием.

Скончался Шамарин В.Ф. в 1949 году в Нижней Салде.

 


  • 0

#160 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 473 сообщений

Отправлено 21 Октябрь 2018 - 11:51

Участие салдинцев в Великой Отечественной войне

В Великой Отечественной войне 1941-1945 годов участвовало свыше 2000 салдинцев, из них не вернулось домой 1230 человек: погибли в бою – 650, умерло от ран – 119, пропало без вести – 451, умерло в плену – 10.

Награждены званием Герой Советского Союза – 5 человек, орденом «Славы» - 41, орденом «Красного Знамени» - 28, орденом «Отечественной войны» - 55.

Погибло в первые дни войны на границе Советского Союза – 37 человек.

Участвовало в войне женщин – 119, из них погибло – 6.

В боях под Москвой  участвовал  151 человек, из них погибло – 51.

В битве на Курской дуге участвовало 45 человек, из них погибло – 17.

В Сталинградской битве участвовало 84 человека, из них погибло - 36.

В боях под Ленинградом участвовало 147 человек, из них погибло – 74.

В боях под Смоленском в 1941 году погибло 49 человек.

В боях по освобождению Европы от фашизма участвовало 117 человек, из них погибло – 36.

В битве за Берлин участвовал 121 человек.

В войне с Японией участвовало 66 человек.

В Уральском добровольческом танковом корпусе воевало 20 человек, из них погибло – 8.

В составе партизанских отрядов воевало 11 человек.

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных