Перейти к содержимому


Фотография

Биографический словарь Салдинского района


Сообщений в теме: 149

#141 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 10:22

Культура города

В дореволюционное время вопросами культурной работы в Н.Салде официальные учреждения почти не занимались. Созданное во второй половине 19 века земство ограничилось открытием нескольких библиотек в уезде. Занимались культурной работой в порядке частной инициативы.

В Нижней Салде в 70-е годы 19 века супругой управителя завода О.К.Поленовой был создан первый драматический коллектив. В 1907 году, по сообщению Верхотурского исправника, сеть культурно-просветительских учреждений в Н.Салде состояла:

- бесплатная библиотека-читальня, попечитель Г.М.Кулешов,

- книжная лавка, владелец Балакин Иван Устинович,

- фотографическое заведение, учитель Шаванов П.К.,

- ученическая бесплатная библиотека при Нижнесалдинском двухклассном училище, учитель Шаванов П.К.,

- бесплатная народная библиотека при Нижнесалдинском двухклассном училище, священник Николай Каминский.

В 1913 году при Нижнесалдинском двухклассном училище учителем Букиным Сергеем Васильевичем, с разрешения Верхотурской земской управы, открыли курсы для неграмотных и малограмотных. На курсы записалось 240 человек в возрасте от 12 до 48 лет. После 5 месяцев работы курсы окончило 120 человек.

Первое кино было открыто в 1914 году в частном доме Шамарина.

После революции была проведена огромная работа по ликвидации неграмотности. Эта работа развернулась во второй половине 20-х годов и в середине 40-х годов была завершена. Грамотность населения в 1918 году составляла 19%, а в 1926 году она выросла до 47% в среднем по району, в заводских поселках – 52%, в сельской местности – 36,5%.

В 1922 году сеть культурно-просветительских учреждений составляла по району: библиотек – 5 (с книжным фондом 4532 экз.), изб-читален – 8, красных уголков – 3, школ ликбеза – 2.

К 1972 году сеть культурных учреждений района изменилась неузнаваемо. Появились новые учреждения: Дворец культуры – 2, музыкальная школа – 2, дом культуры – 3, библиотек – 17 (с книжным фондом 390 тысяч экз.), клубов – 15, в том числе в сельской местности – 11, киноустановок – 11. Исчезли избы-читальни и школы ликбеза.

 

 


  • 0

#142 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 10:57

Аржанников Дмитрий Михайлович

Родился в феврале 1910 года в поселке Ирбитского завода (теперь Красногвардейск), где временно проживали его родители. Все его детство прошло в Верхней Салде. Отец его работал каменщиком на металлургическом заводе, а мать была домохозяйкой. Окончил школу-семилетку (ныне школа им. А.С.Пушкина). В 1930 году окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум по специальности техника-металлурга мартеновца. Позднее окончил курсы усовершенствования при ВСНХ СССР в Москве.

Работал инженером по технике безопасности на СМЗ и «Уралстальмост», старшим техническим инспектором НК союза строителей Урала и Западной Сибири, Обкома леса и сплава в Свердловске. В отделе главного механика «Уралмаша», начальником смены мартеновского цеха СМЗ, мастером и преподавателем ГПТУ №27, сотрудником газеты «Салдинский рабочий».

Последнее время трудился в строительной организации. Был заместителем и секретарем парторганизации.

С апреля 1970 года на пенсии.

Писать стихи начал рано, примерно с десяти лет. Первое изданное  стихотворение, посвященное 10-летию Великого Октября, было напечатано в газете «Тагильский рабочий» в 1927 году. С этого момента он стал печататься в этой газете систематически. С 1927 по 1930 год был напечатано 30 его стихотворений. В годы учебы в Нижнетагильском техникуме, принимал активное участие в работе Нижнетагильского городского литературного объединения, организованного известным уральским писателем Алексеем Петровичем Бондиным. В работе литобъединения принимала участия и будущая известная уральская писательница Нина Аркадьевна Попова.

После окончания учебы в техникуме и отъезда из Нижнего Тагила в его творчестве наступил продолжительный перерыв. Только в 1947 году он возобновил свою литературную деятельность, но уже в жанре сатиры. Его сатирические произведения печатались в альманахах «Уральский современник», журнал «Урал», сатирических сборниках «Сорная трава» и «А еще и в шляпе», в газетах «Уральский рабочий»», «Вечерний Свердловск», «Тагильский рабочий», «Салдинский рабочий», «Красноуральский рабочий» и других.

В 1965 году в Среднеуральском книжном издательстве вышел в свет его первый сборник авторских стихов «Без намеков».

Поиски новых творческих решений привели его к сотрудничеству с композитором, доцентом Уральской консерватории Н.Пузеем, написавшим на литературные тексты Аржанникова мемориал-симфонию «У военных могил» и соло для фортепиано «Ищем их». Свердловским отделением Союза композиторов и Областным отделом культуры эти оба произведения были приняты к исполнению.

Дмитрий Михайлович свыше пятидесяти лет возглавляет Салдинское городское литобъединение, члены которого частые гости в школах, клубах и Дворце культуры. Выступали они и по Свердловскому радио и телевидению.

Д.П. Аржанников был одним из первых салдинских пионеров, затем комсомольцев. Член КПСС с 1945 года. Участник Великой Отечественной войны, лейтенант, был тяжело ранен в боях под Москвой. Награжден орденом «Красной звезды» и медалями,   в том числе, юбилейной Ленинской.

 


  • 0

#143 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 29 Сентябрь 2018 - 11:15

Бортнов Петр Степанович

Родился в 1918 году в Нижней Салде в семье рабочего, участника Гражданской войны. После окончания школы-семилетки поступил в школу ФЗУ в Свердловске и окончил ее в 1935 году. В школе был редактором стенгазеты.

С 1936 года работал на НСМЗ слесарем паровозного депо. В 1938 году был призван в армию, служил на Северном Сахалине в пограничных войсках. Был комсоргом роты. В годы Великой Отечественной войны был принят в ряды КПСС. Был членом бюро ВЛКСМ бригады и ответственным за наглядную агитацию бригады. Награжден двумя медалями.

Демобилизовался в конце 1945 года, вернулся на родину, работал воспитателем в ремесленном училище в Нижней Салде  и художником в клубе завода №95 в Верхней Салде.

В 1947 году поступил в Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. После окончания училища с 1950 года работал училище преподавателем специальных дисциплин. С 1957 года работал в мастерских Свердловского отделения художественного фонда СССР.

С 1950 года участвует во всех городских и областных художественных выставках. В 1961 году участвовал в областной и республиканской выставке «Советская Россия» с картиной «Уральские партизаны».

В 1964 году участвовал в зональной выставке «Урал социалистический» с картинами «В любую погоду» и «Красные орлы». В 1967 году на областной выставке представил свои работы «Братья», «Урал наш», «Прорыв» и «К земле». На зональной выставке «Урал социалистический» и республиканской выставке «Советская Россия» в Москве были представлены его картины «Прорыв» и «К земле».

Основной темой картин Бортнова П.С. является история Советского государства и Гражданская война.

 


  • 0

#144 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 21:02

Гнатюк Дмитрий Михайлович

В 1944 году в Нижнюю Салду прибыла большая партия парней. Они были репатриированы из Северной Буковины (Правобережная Украина). Все они были направлены на Нижнесалдинский металлургический завод. Многие из них работали в паро-силовом хозяйстве. Жили по квартирам у местных жителей Нижней Салды. В частности, по ул. К.Маркса, 14, у Слобцовой жило семь человек, в том числе и Гнатюк Дмитрий Михайлович, который работал в то время на заводе токарем.  Большинство репатриированных ребят, в том числе и Гнатюк, как истые украинцы, любили петь. Причем, пели хорошо и даже участвовали в народном хоре при клубе им. В.И.Ленина.

После окончания войны репатрианты уехали на родину. Вернулся домой в село Староселье Черновицкой области и Гнатюк. Вскоре он был направлен в Черновцы на краткосрочные учительские курсы, а по окончанию их приехал учителем в родное село.

Музыкальная одаренность и тяга Дмитрия Михайловича к театру не прошла мимо внимания местного Дома народного творчества. Его прослушали, стали давать ему уроки вокала, а потом помогли устроиться в хор при Черновицком музыкально-драматическом театре. А потом была учеба в Киевской консерватории, в классе Ивана Сергеевича Паторжинского (советский украинский оперный певец (бас), педагог, Народный артист СССР (1944), Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Среди его учеников — Д. Гнатюк, А. Кикоть, Е. Червонюк и др.).

Сегодня Дмитрий Михайлович Гнатюк – Заслуженный артист УССР, солист Киевского театра оперы и балета им. Шевченко. Более 25 раз участвовал в гастрольных поездках за рубежом.

 

 


  • 0

#145 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 21:31

Ефимов Виктор Яковлевич

Родился в 1912 году в Нижней Салде в семье рабочего-токаря механического цеха СМЗ. Окончил 8 классов.

В художественную самодеятельность Ефимов пришел в 1927 году. Со дня основания Дома культуры металлургов работал там художником. Затем в этой же должности трудился в Тюменском драматическом театре, а Кустанайском драматическом театре (ныне Костанайский областной русский театр драмы и кукол – один из старейших театров Казахстана) был главным художником-постановщиком.

Война помешала дальнейшему мирному труду Ефимова. Кисть художника пришлось сменить на автомат бойца. Младший лейтенант Ефимов прошел всю войну, два раза был ранен. Пережитое и прочувствованное в годы войны отразились впоследствии в спектаклях, поставленных Виктором Яковлевичем.

С 1946 года Ефимов бессменный руководитель драматического коллектива при Доме культуры им. Ленина в Нижней Салде. 18 января 1962 года этому коллективу Свердловским облпрофсоветом присвоено было звание Народного драматического театра.

Кроме драмтеатра Ефимов руководил студией, которая работала при театре. Режиссеру приходилось заниматься с людьми разных профессий и возрастов. Любовь к искусству – вот что объединяет самодеятельных артистов и эту любовь и безграничную преданность своему делу воспитывает в них Виктор Яковлевич.

Ефимов – режиссер своего времени. В его спектаклях чувствуется дух времени, дух современности, дух нашего человека - строящего светлое будущее.

За годы работы в профессиональных и народном театрах Ефимов оформил как художник 185 спектаклей, подготовил 71 премьеру.

1 октября 1971 года В.Я.Ефимов вышел на заслуженный отдых.

 


  • 0

#146 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено 15 Октябрь 2018 - 22:27

Ефимов Павел Яковлевич

Родился 25 августа  1915 года в Нижней Салде. Его отец работал на СМЗ токарем, мать – домохозяйка. После окончания в 1930 году семилетней школы, учился на вечернем рабфаке. Одновременно с учебой работал управделами заводоуправления СМЗ, затем секретарем Нижнесалдинского райпрофсоюза.

Еще учась в школе принимал активное участие в драматическом коллективе народного театра при клубе металлургов им. Ленина в Н.Салде. Играл в пьесах «Без вины виноватые», «Бедность не порок» и других.

В 1937 году поступил в театральную школу, окончил ее в 1941 году. В 1942-1943 годах работал в ОСМЧ №66 (особая строительно-монтажная часть № 66, г.Н.Тагил), где потом был оставлен для работы по специальности «артист».

Первым профессиональным театром, где довелось работать Ефимову, был драмтеатр им. Островского в г. Кинешма.

С 1945 по 1965 год, с двухгодичным перерывом (1952-1954 г.), когда был командирован для работы в театре Советской армии за границей, Ефимов служил в  Свердловском театр им. Ленинского комсомола (ТЮЗ). С театром Советской армии много гастролировал по городам Польши и ГДР, знакомя трудящихся этих республик с театральным искусством России.

В 1965 году он был переведен в Свердловский драматический театр, но по состоянию здоровья вскоре был вынужден оставить Средний Урал и перейти на гастрольную работу.

В 1966 году работал в академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде, где с успехом играл Рихарда в пьесе Шекспира, а с 1967 года в театре драмы им. А. К. Толстого в г.Брянск, где в настоящее время готовит роль царя Федора Иоанновича по произведению Л.Толстого.

В 1957 году был принят в члены КПСС.

За  время своей театральной жизни П.Я.Ефимов  сыграл 83 роли, преимущественно современного репертуара. Из этого многочисленного списка ролей наиболее значимые: Ф.Э.Дзержинский в спектаклях «Кремлевские куранты» и «Именем революции», Анатолий Серов в постановке «Смелое сердце» об уральском летчике, Герое Советского Союза, Зеленин в пьесе «Коллеги» В.П.Аксенова, Саня Григорьев в спектакле «Два капитана» В.А.Каверина, Раскольников – «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, Жадов – «Доходное место» А.Н.Островского, Ромео – «Ромео и Джульета» У.Шекспира, герцог Винченцо «Мера за меру» У.Шекспира, Фердинанд «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, Ричард Третий «Ричард  Третий» У.Шекспира и многих других.

Ефимов Павел Яковлевич -  Заслуженный артист РСФСР.

Из автобиографии: «В течение всей своей творческой жизни, чтобы не оторваться питательной народной среды, я принимал активное участие в общественной жизни. Много встречался и работал среди молодежи Свердловска. И сейчас как-то даже не мыслю себя без общественной работы, которая дает возможность, мне как актеру, встречать, видеть, знакомиться с советскими людьми – прообразами моих сценических героев. Очевидно, поэтому коллектив всегда оказывал мне доверие. Я избирался членом Центрального Совета Всероссийского театрального общества, членом Пленума Кировского Районного комитета КПСС г.Свердловска, членом Обкома культуры, зам.председателя Свердловского отдела ВТО.

В 1957 году Министром культуры СССР я был награжден значком «За отличную работу».

В 1963 году Министр обороны СССР наградил меня значком «Отличник культурного шефства над Советской Армией».

И, конечно, наиболее высокой наградой для меня было решение Верховного Совета РСФСР от  28 апреля 1961 года о присвоении мне звания Заслуженного артиста РСФСР.

Клубная самодеятельность, которая открыла передо мной широкую творческую дорогу, не забыта мной до сих пор. Я и сегодня уделяю много времени для помощи самодеятельным коллективам  и даже долгое время руководил драматическим коллективом».

 


  • 0

#147 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено Вчера, 18:20

Исакова Антонина Петровна

SAM_2900.JPG

В 1955 году в Нижней Салде открылась музыкальная школа. Со дня ее открытия и до 1973 года в ней произведено 15 выпусков из 170 человек. Некоторые из окончивших  музыкальную школу позднее окончили консерваторию: Брусницын, Павлова, Хрулькова, Пашкевич и Быстриков, и музыкальный факультет педагогического института: Постылякова, Плаксина, Тихомирова и Бурцев. Почти все окончившие музыкальную школу сегодня работают на музыкальной педагогической работе во многих городах Советского Союза и даже в Польше.

Организация школы была поручена Исаковой Антонине Петровне, которая работает в школе бессменно до сих пор.

Исакова А.П. родилась в 1901 году. В 1918 году окончила педагогическое училище в Елабуге, а в 1937 году заочно окончила Свердловский учительский институт.

В Нижнюю Салду она приехала в 1931 году и работала в школах и педтехникуме, где вела уроки музыки. Около двух лет работала тапером в кинотеатре на сеансах немого кино. После окончания учительского института работала литератором и директором неполной средней школы №3, а с 1955 года начала свою деятельность в музыкальной школе.

Награждена знаком «Отличник Министерства культуры СССР».

 


  • 0

#148 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено Вчера, 21:14

Кузнецов Владимир Александрович, Заслуженный деятель искусств РСФРС

(1874-1960)

Kusnetsov_v_a.jpg

Один из старожилов Нижней Салды, живший по ул.Тресвятской (ныне Ленина) рассказывает: «Нас, мальчишек, интересовало все, что происходило на нашей улице. Заглядывая в подворотню одного дома, мы были поражены необычной картиной. Посреди двора находилась могила, такие могилы мы видели на кладбище, но здесь во дворе ее никогда раньше не было. У могилы стояли четыре женщины в странных кержацких костюмах. Хозяин был где-то во дворе, но к могиле не подходил. Когда мы стали взрослыми, мы узнали, что жил здесь художник Кузнецов В.А. и что на том дворе он писал одну из своих первых картин».

В.А.Кузнецов попал в Нижнюю Салду случайно. Его, студента Академии художеств, пригласил управляющий салдинского завода В.Е.Грум-Гржимайло для росписи стен строящейся Александро-Невской церкви.

Природа Урала и его люди привлекли к себе Кузнецова. На долгие годы он связал свою жизнь и творчество с Уралом и, в частности, с Нижней Салдой. Он говорил: «Урал дал мне очень много. Его могучая красота в цветовом разрезе завершила мое ученье, мои академические искания. Характерно красивый русский тип уральца помог мне в создании произведений вполне реалистичных, сильных по своему характеру. Урал манил меня и манит до сих пор исполинской, богатырской силой. Своим суровым богатством, красотой построения. Большая половина сказанного принадлежит Нижней Салде». (Из письма В.А.Кузнецова в 1955 году краеведческому кружку школы №1).

В Нижней Салде Кузнецовым была написана картина «Кануны», за которую он получил золотую медаль и поездку за границу. После возвращения из заграницы он работает над второй картиной – «Крестный ход» («Искони на Руси святой»). В ней были использованы впечатления от Крестного хода проходившего ежегодно девятого мая из Нижней Салды в Верхнюю Салду и Крестного хода в Мурзинке, а так же типы людей, которые он наблюдал в Нижней Салде. За картину «Крестный ход» Академия художеств наградила Кузнецова второй заграничной командировкой.

После своих заграничных поездок, в 1915 году он снова едет на Урал и возвращается в творчестве к своим ранним темам. Кузнецова привлекало старообрядчество различных толков. Он говорил: «Дремучие, девственные, бесконечные леса, топи болот, суровая природа и гонения выработали интересный, своеобразный характер крепкого семейного бытового уклада, упорных, твердых в своих убеждениях людей, гонимых церковной Москвой, у которых воспиталась сила воли, сила духа, находившая применение в отстаивании своего прошлого, упрямых, настойчивых».

На основе наблюдений и впечатлений от общения со староверами-кержаками в 1917 году и была им  закончена картина «Божьи люди».

Октябрьская революция внесла в творчество В.А.Кузнецова то новое и подлинно ценное, что было близко ему, как художнику народного жанра и портрета.

С громадной энергией и подъемом приступает Кузнецов к работе над циклом картин на революционные темы: «Февральская революция», «Смольный в 1917 году» и «Взятие Зимнего дворца».

В.А.Кузнецов участник нескольких международных выставок: в Риме с картиной «Канун», в Мюнхене – «Крестный ход» и «Чаепитие», в Праге – «Весна» и «Сваха», в Токио – «Уральский штейгер», в Париже – «Штаб Октября» и в Нью-Йорке – «Взятие Зимнего дворца».

В годы Великой Отечественной войны Кузнецов вновь вернулся на Урал, жил в Нижней Салде и Белорецке. Здесь в 1943 году им была написана картина «Встреча героя в родном доме на Урале», которая сегодня находится в Нижнесалдинском народном музее.

Умер В.А.Кузнецов в 1960 году в Верхней Салде и был похоронен на Верхнесалдинском кладбище.

 


  • 0

#149 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено Вчера, 21:55

Константинов Валентин Васильевич

Во время Гражданской войны все основные красногвардейские формирования салдинцев направлялись на защиту от наступающих белогвардейцев Нижнего Тагила, а также участвовали в боях под Невьянском, Нижним Тагилом и Кушвой.

Этот период истории хорошо описан в романе В.В.Константинова «Второе рождение». Там можно встретить описания боевых действий воинских частей, в которых дрались салдинцы, и фамилии некоторых из них, например, Углова А.Ф. Это можно объяснить лишь тем, что автор романа – салдинец.

Константинов В.В. родился 7 мая 1898 года в Верхней Салде в семье рабочего. Окончил три класса начальной школы и с 12 лет начал трудовую деятельность: рассыльным, учеником столяра и слесаря, а с 1917 года – слесарем, кочегаром и машинистом Нижнетагильского паровозного депо.

В 1924 году он поступает учиться на рабфак в Свердловск, а после его окончания, в 1927 году поступает в Московский институт инженеров транспорта, который окончил в 1932 году.

До выхода на пенсию в 1955 году Константинов работал по своей специальности инженера-механика железнодорожного транспорта на Южной железной дороге и в Свердловске.

Несмотря на большое влечение к литературе, свою первую книгу он написал лишь в 1942 году. Это была работа по его основной специальности под названием «Паровозник промышленного транспорта». Книга была издана в 1942 году, затем переиздана в 1945 году.

После войны им был написан роман «Второе рождение», изданный в 1951 году Молотовским (ныне Пермским) государственным издательством. В 1953 году вышло второе издание романа, исправленное и дополненное. В том же году, тем же издательством была издана его повесть «На рельсах».

В 1958 году по роману «Второе рождение» режиссером Нижнетагильского драмтеатра Утешинским была поставлена инсценировка, которая с успехом прошла в Нижнем Тагиле и Свердловске.

После выхода на пенсию В.В.Константинов переехал на жительство в Кисловодск, где работает над большим романом «К сияющим вершинам», продолжением романа «Второе рождение».

 


  • 0

#150 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 372 сообщений

Отправлено Сегодня, 09:17

Краюшкина Эра Сергеевна

kraushkina.jpg amneris1.JPG

В конце 19 – начале 20 века на Нижнесалдинском заводе работал вольцетокарем Петр Алексеевич Матронин. Кроме работы на заводе он остался в памяти народа, как хороший певец, организатор и руководитель церковного хора. Пели в хоре и его четыре  дочери. Может быть, поэтому одна из его внучек поет сейчас в оперном театре им. Кирова в Ленинграде.

Эра Сергеевна родилась в 1930 году в Красноуфимске, а ее родители – Сергей Иванович и Зинаида Петровна Краюшкины родились в Нижней Салде.

После окончания средней школы Эра Сергеевна поступила в Уральскую консерваторию.

30 декабря 1952 года представителями Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова она была отобрана для работы в этом театре и выпущена из консерватории досрочно. С этого времени она работает в театре им. Кирова.

Вот некоторые исполненные ею партии: Амнерис из оперы «Аида», Мария Мнишек из оперы «Борис Годунов», Аксинья – «Тихий дон», Жанна Д’Арк – «Орлеанская дева».

Эра Сергеевна член КПСС с 1956 года. Она выполняла  ряд общественных нагрузок: секретарь комсомольской организации театра, секретарь парткома.

 

В качестве исторической справки от редактора:

КРАЮШКИНА ЭРА СЕРГЕЕВНА родилась 22 февраля 1930 года в Красноуфимске. Певица (меццо-сопрано). Заслуженная артистка РСФСР (5.07.1983). Окончила с отличием Уральскую государственную консерваторию (1952). Солистка оперы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (1953-1986). Снялась в телевизионном фильме-опере «Демон» (1960, режиссер В. Головин) вместе с Г. Отсом и С. Лемешевым.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: Марина Мнишек и Фёдор («Борис Годунов» М. Мусоргского), Полина и Миловзор («Пиковая дама» П. Чайковского), Гений добра («Демон» А. Рубинштейна), Иоанна («Орлеанская дева» П. Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Флора Бервуа («Травиата» Дж. Верди), Любовь («Мазепа» П. Чайковского)

Княгиня («Чародейка» П. Чайковского), Прециозилла («Сила судьбы» Дж. Верди, 1963), Коробочка («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1978).

 

«Эра Сергеевна Краюшкина окончила с отличием Уральскую консерваторию в 1952 году и в 1953 году была приглашена в Кировский театр, где выступала до 1986 года. Дебют певицы состоялся в роли Полины-Миловзора. Известность и признание пришли к Краюшкиной после ее блестящего выступления в роли Иоанны. Она поступала в театр именно с этой партией, но спела ее только спустя несколько лет. Воплотить сложнейший образ на сцене ей помогла С.П.Преображенская. В числе многочисленных партий (более 60-ти), спетых артисткой -  Любовь в «Мазепе», Княгиня в «Чародейке», Ангел в «Демоне», Амнерис и др. Заслуженная артистка РСФСР. Снялась в телевизионном фильме-опере «Демон» (1960, режиссер В.Головин) вместе с Г.Отсом и С.Лемешевым.

В разговоре со мной Эра Сергеевна вспоминала какие-то отдельные детали постановки «Силы судьбы». Отмечала, что на репетиции часто приходил Исаак Гликман, с которым Роман Иринархович поддерживал творческие и дружеские отношения, помогал ценными советами по поводу сценических решений. Вслед за Филатовой рассказывала про необыкновенно творческую атмосферу этих репетиций: «Тихомиров давал нам довольно большую свободу, приветствовал любые предложения по поводу той или иной мизансцены. Так, в моей очень сложной и виртуозной партии Прециозиллы, включающей верхнее «до» (в финале сцены Lorchè pifferi – прим. авт.), нужно было совмещать труднейшие вокальные пассажи с танцами и стремительными передвижениями по сцене. И я сама могла во многом влиять на сценический рисунок роли…»

(Из воспоминаний театрального критика Евгения Цодокова)

 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных