Перейти к содержимому


Фотография

Как отмечали праздники 100 лет назад в Тагиле и Салде


В этой теме нет ответов

#1 Егор Королев

Егор Королев

    Корреспондент

  • Модераторы
  • 1 596 сообщений

Отправлено 08 Ноябрь 2016 - 15:11

Как отмечали  праздники 100 лет назад…

… в Тагиле

1615.jpg 20160209133104_001_enl.jpg

Как отмечали Рождество в России до революции 1917 года? Об этом написаны сотни журнальных статей и книг, есть информация и в Интернете. А как во время этого праздника менялась жизнь тагильчан? После длительного поста православные во всех населенных пунктах России начинали день Рождества со славления – славили Христа. Дарили окружающим подарки.

По воспоминаниям тагильского краеведа Ивана Орлова, местные торговцы обязательно делали на Рождество подарки работающим у них продавщицам, горничной и кухарке, правда, щедрость даров зависела от настроения хозяев. А каждая домохозяйка пекла специальное угощение – белый плетеный калач для «пролубщика» (прорубщика), человека, который в зимнее время наблюдал за состоянием колодцев, прорубей водоносных и для полоскания белья (рубашных), чистил к ним подходы, убирал снег, огораживал елками для защиты от ветра… Кстати, прорубщику платили по 10 копеек с семьи за зиму.

Одаривали на Рождество и ямщиков. В сборнике «Старый Тагил глазами краеведа», который на основе «орловских тетрадей» подготовила к печати профессор Татьяна Гуськова, есть информация о том, что ямщики ямской станции подрядчика Прокопия Дудина в конце XIX – начале XX веков каждый день ели разные каши и жареный картофель, утром и вечером им полагался чай с сахаром и топленым молоком, а «хлеба своей стряпни подавалось

Неограниченно». На Рождество для них готовили особый праздничный пирог с рыбой, грибами или капустой. На водку им хозяин денег не жаловал, а тагильчане давали.

Кстати, как следует из воспоминаний того же Ивана Орлова, у жителей Тагила были свои продуктовые предпочтения: свинина особым спросом не пользовалась и появлялась в продаже обычно в период рождественской ярмарки. «На ярмарке были только мясо и рыба. Стягами мороженого мяса заполнялась почти вся Александровская площадь, – вспоминал Иван Абрамович. – Рыба дешевых сортов: щука, налим, окунь, ерш, плотва… Она хранилась большими буртами под брезентами. В период ярмарки между буртами мороженой рыбы и стягов мяса проехать по площади можно было лишь по диагонали».

Для торговцев Рождество, как, впрочем, и Пасха, становилось двойным праздником – в разы увеличивалась прибыль магазинов. В сборнике «Старый Тагил глазами Краеведа» есть такой пример: ежедневная выручка магазина предпринимателя и поставщика кондитерских изделий и колбас из своих мастерских Метцгера в праздники была больше ста рублей. При том, что в 1913 году колбасы стояли от 14 до 40 копеек за фунт, сайки – 5 копеек за штуку, любое пирожное – 3 копейки, сушки чайные – 20 копеек фунт.

Отмечен краеведом Орловым и купец Евлампий Копылов. Иван Абрамович записал в одной из своих тетрадей: «Сколько помню, при устройстве общественной елки в заводском театре его фамилия стояла первой среди организаторов».

Но, конечно, Рождество – это не только православный праздник, завершение поста и подарки. С этого времени разрешались игрища, вечерки, разные забавы. В материале научного сотрудника музея-заповедника Галины Осетровой читаем: «С начала ХХ века широкой популярностью в Тагиле пользовались святочные маскарады в заводском театре, купеческом клубе, в Выйском народном театре. Костюмы брали напрокат или мастерили сами. Чаще всего это были паяцы, клоуны, коломбины, пьеро, арлекины, успехом пользовались национальные костюмы. В клубах устраивали спектакли, в том числе и детские. С Рождества начиналось в Тагиле катание на лошадях, с гор, на «катушке» – тип карусели по льду, которая устраивалась на Тагильском пруду. На обоих прудах и у Вогульских кузниц заливали катки для любителей катания на коньках»

И, опять же, у Ивана Орлова читаем: «Коньки были у редких детей. …Катались по дорогам на самодельных колодках из березового полена. С помощью шнурков колодки крепились к пимам. Иногда в колодки вделывали обух старой косы, заменявший лезвие стального конька. Зимний каток общего пользования делали на Тагильском пруду. Входной билет стоил 5 копеек, сезонный – 50.

…Комнатных общих игр было немного. Они проводились в зимние школьные каникулы на святках. Самой распространенной была игра «пешки». Из липовых палок толщиной 2 см нарезали кубики и раскалывали пополам. Их делили поровну между играющими. Каждый рассыпал свои пешки перед собой и щелчком пальцев старался выбивать по одной».

Молодежь развлекалась на вечерках: собирались в одной избе, в ожидании гармониста сидели на лавках вдоль стен, делились новостями, грызли семечки, потом начиналась часовая кадриль с разными фигурами, танец «звездочка» часа на полтора, игры...

Все это было 100 лет назад и уже ушло в прошлое.

Людмила ПОГОДИНА, «Тагильский рабочий», 2016 г.

 

 

…И в Салде

i.jpg

Зимними вечерами в Верхней Салде дети катались на санках или на специальных скамейках с лотком из подмороженного коровяка, поструганных стругом и политых потом водой. Иногда, на святках (в зимние каникулы) брали возовые сани, ставили на них короб и катались на них. Это время было самое веселое. Ночи были в большинстве своем лунные и катались подолгу, иногда к детворе присоединялись и взрослые.

В домах длинными зимними вечерами дети и взрослые играли в «пешки». «Пешки» изготовлялись из липовых прутьев ("лутошок") очищенных от коры, которая шла на плетение лаптей. Брали прут толщиной 20-25 мм, резали его ножовкой на кружочки толщиной 12-17 мм, раскалывали его вдоль на две половины и получались дольки называемые пешками. Пешка лежавшая на столе горбом к верху - называлась - "ласка", а лежавшая горбом книзу – «белка». Пешка, стоявшая стоймя, называлась "поп". Если одна «ласка» лежала на другой «ласке» - это называлось "хлебы", а когда «ласка» лежала на «белке» —  "соль".

Играющие садились за стол человек по 4-6 и договаривались, по сколько пар пешек берет себе каждый играющий (по одинаковому количеству пар) обычно брали по 5-10 пар. Кому начинать первому - бросали жребий. Начинающий игру брал все пешки себе в ладони и рассеивал вдоль стола. Если пешки упали на стол очень густо, то говорили - это «густая каша», или наоборот – «жидкая». "Варивший кашу" имеет право снова перекатить пешки, если успеет вскричать "перекат". А если кто-то из игроков вскричит вперед его - «не перекат, не воздух», «каша» должна разыгрываться какая есть.

Игра начинается с того, что сначала собираются «хлебы» и «попы» при том условии, что при взятии этих фигур игрок не заденет посторонней пешки рукой или рукавом. А если заденет «пешку», то теряет право на продолжение игры, тогда игра переходит к следующему игроку. Если при сборе этих фигур мешает третья «пешка», ее играющий может отдуть, если успеет сказать "раздул". После удачного сбора льготных «пешек», играющий продолжает игру в следующем порядке: указательным пальцем щелкает по белке, чтобы попасть ею в следующую «белку» или «ласку» в «ласку», и только в одну, не более, и после этого одну из этих «пешек» он берет себе в выигрыш. Если же при щелчке одна из «пешек» встала "на попа" тогда играющий берет уже обе «пешки» (говорили в таких случаях - «поженились»). Игрок играет до тех пор, пока не нарушит правила, тогда игра переходит к следующему игроку. И так играют до тех пор, пока не будут разыграны все пешки. Две последние пешки катают до тех пор, пока на стол не упадут обе «ласки» или «белки», а также если игрок не "промажет" при щелчке, или не попадет одной в другую, тогда игра переходит к следующему человеку. По окончании тура подсчитывают, кто сколько выиграл, у кого сколько не хватает пешек. Вот тогда, выигравший щелчками в лоб проигравшему рассчитывается за свой выигрышем. После чего игра продолжается в том же порядке со следующего по кругу игрока.

Кроме «пешек» в Салде  играли в карты: дети в «дурака», «всяк в свои козыри», в «чугунную бабу» и т.д., а взрослые -  в «дурака», «очко», «муху»,  «рамс» и др.

В великий пост (перед пасхой семь недель) и в рождественский (перед рождеством пять недель) играть во все игры строго  запрещалось - считалось за большой грех. На улице детям не запрещалось кататься на коньках, скамейках и на санках, играть в прятки.

Молодежь устраивала свои вечера, откупая комнату в частном доме. Интеллигенция обычно танцевали вальс, польку, краковяк и др., пели песни. Танцевали обычно под гармонь, нанимая гармониста за определенную плату. Рабочая молодежь  танцевала больше под балалайку – кадриль русскую, барыню, пели частушки и песни. В праздничные дни молодежь ходила по улицам, распевая под гармошку частушки.

По воспоминаниям салдинского краеведа Трифонова Д.П.


  • -4



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных