Перейти к содержимому


«СТАЛЬМОСТ». ИСТОРИЯ ЗАБЫТЫХ ПОБЕД


В этой теме нет ответов

#1 Гость_admin_*

Гость_admin_*
  • Гости

Отправлено 06 Март 2015 - 11:28

«СТАЛЬМОСТ».

ИСТОРИЯ

ЗАБЫТЫХ ПОБЕД

 

 

 

 

Автор-составитель О.Журавлев

                                                Фото Е. Хадеев

 

Посвящается моему деду,

Журавлеву Егору Дорофеевичу,

бригадиру-ударнику завода «Стальмост»…

 

 

 

 

 

Верхняя Салда

2014 г.

 

Вместо предисловия

В 2014 году исполняется 85 лет с того самого дня, когда на северо-западной окраине  небольшого уральского поселка Верхняя Салда был вбит первый колышек в основание одного из крупнейших предприятий Советского Союза, крупнейшего в своей отрасли предприятия Европы, первенца первой советской пятилетки – завода «Уралстальмост».

Это «Стальмост» дал мощный импульс к превращению бывшего заводского демидовского поселка в настоящий современный город и  стал основой его бурного социального и экономического развития на многие десятилетия.

Это на промышленных площадях «Стальмоста» в военном 1941 году разместились эвакуированные из Москвы и Ленинграда заводы, спустя годы, давшие миру «Титановую Магнитку».

И эта книга – дань памяти рабочим и инженерам «Улалстальмоста», которые в далекие 30-е годы ХХ века своим без преувеличения героическим трудом прославили Верхнюю Салду далеко за ее пределами. И этот труд и заслуги стальмостовцев перед  Верхней Салдой до сегодняшнего дня, к сожалению, не были  оценены по достоинству.

Уважаемый читатель! Дочитай эту книгу до конца, и ты узнаешь для себя много интересного и нового о своем родном городе и о том, каким бы он мог стать...

 

ГЛАВА 1

КАН, КОТОРЫЙ

СПРОЕКТИРОВАЛ

«СТАЛЬМОСТ»

История нашего города преподносит порой ее исследователю такие сюрпризы, от которых, без преувеличения, захватывает дух.

Вот и на этот раз, почти случайно, на небосклоне без малого 300-летней истории Верхней Салды вновь засияла ярчайшая звезда по имени «КАН» - АРХИТЕКТОР АЛЬБЕРТ КАН…

 

ОН СЛУЖИЛ ФОРДУ И  СТАЛИНУ

Изучая историю Детройта, стараюсь не пропустить ни одной экскурсии «по еврейским местам» мегаполиса. И где бы ни останавливался наш автобус, всюду слышал восхищенный голос экскурсовода: «Эта великолепная синагога построена по проекту архитектора Кана».., «Этот огромный завод спроектировал Кан».., «Этот роскошный особняк выстроил Кан...»

- Так кто же такой Кан? - недоумевали многие. Удивительно, что даже многие коренные американцы только на экскурсиях узнавали, что в этом городе всю свою сознательную жизнь творил один из крупнейших архитекторов ХХ века Альберт Кан.

Альберт, старший из восьми детей, родился в небольшом германском городе Раунэн в семье раввина-мечтателя Иосифа 21 марта 1869 года. Вскоре после рождения первенца семья покинула Германию и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку. А мальчик уже в детстве играл на фортепиано и увлекался рисованием. Когда Альберту исполнилось 11 лет,

 

семья эмигрировала в Америку, в быстро растущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Семейство росло и испытывало финансовые трудности, и Альберт был вынужден бросить школу и устроиться «мальчиком на побегушках» в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертежником, а затем - ведущим архитектором-проектировщиком фирмы.

Как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал помогать родителям, а позже даже оплачивать учебу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу на стажировку в Европу - Италию, Францию, Германию и Бельгию. А после возвращения в Детройт, в 1902 году, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом создает собственную проектно-архитектурную компанию «Albert Kahn Associates Incorporated», которая успешно просуществует более ста лет. Альберт никогда не забывал о своем происхождении, и по его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводятся великолепные монументальные здания синагог Beth El, Temple Beth El, оригинальнейшая по форме консервативная синагога Shaarey Zedek. В 1906 году фирма Альберта Кана создает проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), который стал образцом для строящихся американских автозаводов «Большой Тройки».

В 10-е-20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые наладил серийное производство дешевых массовых автомобилей. Для введения конвейерной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого

 

архитектора-еврея. Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд Парке (штат Мичиган) – просторного, пронизанного светом при помощи широкого использования стекла, четырехэтажного здания. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Кана открылся самый большой в мире завод «Форд Руж» в Дирборне под Детройтом. Этот завод, ставший центром автомобильной промышленности США, - одна из вершин индустриальной архитектуры, внесшей в американский пейзаж «поэзию индустриализма».

Альберт Кан был прагматичным проектировщиком, который всегда умел завершать все задания вовремя и, что не менее важно, -  в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который, обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо поэтому Кан вошел в некоторые справочные издания как «архитектор Форда». Эстетические принципы Альберта Кана формируют индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказывает существенное влияние на ...создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая депрессия, в СССР приехал представитель компании «Форд» и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой «Красный путиловец» несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами...

В то же время для выполнения курса партии на индустриализацию стране нужна была своя тракторная

 

промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную помощь и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью 2 млрд. долларов.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 года «Торгово-промышленная газета» писала: «Наша задача - овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры». И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что дип-отношений между СССР и США еще не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном и представителем «Амторга». Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта - Морицем, которые основали «самое большое архитектурное бюро мира» под названием «Госпроектстрой». Вскоре ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю (!), а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев(!). И Кан смог на практике доказать, что способен сделать то же самое и в СССР.

Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за основу, и Кану был предложен

 

большой пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолетостроительных — в Краматорске и Томске; автомобильных — в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода (Кольчугино?) и теплоэлектростанции в Якутске, заводов в Калуге, Новосибирске, Свердловске (Уралмаш), Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), Верхней Салде (Стальмост), Магнитогорске (Магнитка) и других городах... Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.

Однако эффективное сотрудничество с «Госпроектстроем» американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г. А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет: «Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертежной работы. Они сделались чертежниками вместо того, чтобы быть руководителями чертежного бюро».

В другом письме Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось: «Из 300 работников очень немногие обладают опытом, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединенных Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство». Но, несмотря на это, проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ - на проект гигантского Челябинского

 

тракторного завода. В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер в своей книге «Угроза красной торговли» писал: «Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 тысяч десятитонных гусеничных тракторов, очень сильно напоминающих танки, в год, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков».

Американские проектировщики, конструкторы, инженеры, техники и квалифицированные рабочие сооружали предприятия первого пятилетнего плана СССР. Между 1929 и 1932 годами фирма Альберта Кана спроектировала в СССР от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок начать выпускать танки. А гусеничный трактор «ЧТЗ» сам по себе напоминал танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысячи танков собственного производства...

Однако в 1932 году «любимый вождь всех народов» решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела, и его сотрудники покинули Москву. А начиная с 1933 года главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса для СССР стала... гитлеровская Германия. Заметим, что в СССР из-за «сугубой секретности» (вплоть до XXI века) никто не слыхал ни про Кана, ни про «Госпроектстрой»...

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана, продолжала успешно творить во многих странах

 

мира. Только в США она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект!) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки). К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия, как танковый завод «Крайслера» в Детройте и огромный завод бомбардировщиков «Форда». Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из CCCP от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Теснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана.

Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный промышленный архитектор ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего все силы и талант без остатка своей второй родине, Соединенным Штатам Америки, внесено в список великих евреев мира. Альберт Канн скончался в возрасте 73 лет 8 декабря 1942 г. в Детройте.

Из статьи Исаака Трабского

в «Международной еврейской газете»

Прикрепленные изображения

  • Лист3 copy.jpg
  • Лист2 copy.jpg
  • Лист1 copy.jpg
  • Лист4 copy.jpg

Прикрепленные файлы


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных